Почему многофункциональные игрушки мешают детскому развитию: взгляд психологов

Известный психолог Лев Семёнович Выготский, глубоко изучавший детское развитие, уделял особое внимание роли игрушек в формировании мышления ребёнка. Он подчёркивал, что главная ценность игрушки — не в её технологической сложности, а в том, насколько она стимулирует воображение.

Простор для фантазии — главный критерий

По мнению Выготского, игрушка должна быть не законченным продуктом, а отправной точкой для творчества. Она обязана оставлять пространство для выдумки, для того, чтобы ребёнок сам мог решить, во что её превратить. Парадоксально, но чем больше готовых функций заложено в игрушке (например, кукла, которая сама говорит, ходит и ест), тем меньше она полезна для развития. Она лишает ребёнка необходимости что-то додумывать, достраивать, фантазировать, тем самым ограничивая его познавательную активность.

Опыт из жизни: лучшие игрушки — простые

Этот принцип легко подтверждается на практике. Многие родители замечают, что дети часто игнорируют дорогие сложные игрушки в пользу простых предметов. Например, автор статьи вспоминает, как её дети, несмотря на обилие покупных игрушек, с огромным удовольствием часами играли «в бумаги»: вырезали картинки из каталогов и создавали с ними целые миры. Это яркий пример того, как неструктурированный материал становится мощным инструментом для совместной игры и развития воображения.

По теме: Делим игрушки.

Безусловно, у ребёнка должны быть и современные популярные игрушки — это часть социального опыта и «стандарта потребностей». Однако критически важно сохранять баланс и предоставлять материалы, не имеющие жёстко заданной функции.

Не выбрасывайте «мусор» для игр

Поэтому психологи и педагоги призывают не спешить избавляться от того, что кажется хламом: больших картонных коробок, превращающихся в замки или космические корабли; веточек и палочек, которые в игре становятся волшебными посохами или мечами; камушков необычной формы, в которых дети видят лица или фигурки. В погоне за порядком в доме легко лишить ребёнка этой питательной среды для творчества.

Идеальная среда для развития — «золотая середина»

Этот принцип находит подтверждение и в научных исследованиях. Изучая связь между мотивацией ребёнка и условиями окружающей среды, учёные обнаружили неожиданный факт. Оказалось, что как в условиях «обеднённой» среды (где очень мало стимулов и игрушек), так и в условиях «перенасыщенной» (где всего слишком много и всё готовое) мотивация к игре и познанию падает. Наилучшие результаты показывала «средняя» по насыщенности среда, которая предлагает возможности, но не диктует готовых решений. Как метко заметил Михаил Жванецкий, иногда «пусть хоть чего-нибудь, но не будет» — это и есть условие для развития фантазии.

Таким образом, выбирая игрушки для ребёнка, стоит помнить: их главная задача — не развлекать, а побуждать к творчеству. Надеюсь, эти размышления окажутся полезными для вас, дорогие читатели.

Стоит еще зайти сюда: Психология.

Источник статьи: Чем больше у игрушки функционал, тем она бесполезнее.