Цели и задачи игры
Основная цель игры — развитие у детей координации, чувства ритма и умения ориентироваться в пространстве. Конкретные задачи включают: совершенствование навыков коллективного построения в круг и шеренгу, тренировку внимания и реакции, а также воспитание ритмичности движений под музыку.
Подготовка и инвентарь
Для организации игры не требуется специального оборудования или сложного инвентаря. Единственный необходимый реквизит — это несколько разноцветных флажков (по одному на каждую команду). Игра отлично подходит для занятий физкультурой в помещении или на открытой площадке.
Правила и ход игры
Участники делятся на несколько команд по 6-8 человек. Каждая команда образует круг. В центре каждого круга находится водящий, который держит в поднятой руке флажок, обозначающий его команду (например, красный, синий, зеленый).
Под веселую, ритмичную музыку все игроки, кроме водящих, начинают выполнять танцевальные движения. Это могут быть простые шаги, подскоки или движения, показанные педагогом.
Как только музыка резко обрывается, игроки должны немедленно остановиться, присесть на корточки и закрыть глаза. В этот момент водящие с флажками тихо и быстро меняются местами, переходя в другие круги.
По команде педагога: «Все к своим флажкам!» — дети открывают глаза. Их задача — как можно быстрее найти своего водящего с флажком правильного цвета, подбежать к нему и заново построиться вокруг него в круг. Команда, сделавшая это первой и правильнее всех, получает очко.
Варианты и усложнения игры
Игру можно разнообразить, меняя не только положение водящих, но и задание для построения. Например, педагог может заранее договориться с игроками:
- Если водящий держит флажок вверху — нужно построиться в круг.
- Если водящий держит флажок в сторону (вытянул руку горизонтально) — нужно построиться в шеренгу (ряд) перед ним.
Этот вариант отлично тренирует внимание и умение быстро переключаться между разными типами построений.
Критерии победы и педагогические аспекты
Победа присуждается не просто самой быстрой команде. Важную роль играет качество выполнения движений во время танцевальной части. Педагог оценивает четкость шагов: приставных, переменных, высокого шага, подскоков, элементов польки и других. Таким образом, поощряется не только скорость, но и артистизм, и согласованность движений с музыкой.
Методические рекомендации для педагога
- Во время движения по кругу важно следить, чтобы дети соблюдали безопасную дистанцию друг от друга и сохраняли правильную форму построения (ровный круг).
- Музыку для игры лучше подбирать с четким, понятным ритмом и делать паузы неожиданно, чтобы тренировать реакцию детей.
- Для младших детей можно упростить танцевальные движения, сосредоточившись на простой ходьбе или подскоках. Для старших — усложнить комбинациями.
- Игра «К флажкам» эффективно развивает командный дух, слуховое внимание (реакция на команду и музыку) и зрительную память (запоминание цвета своего флажка).