Цели и задачи игры
Основная цель игры — развитие у детей координации, внимания и навыков коллективного взаимодействия. Она направлена на совершенствование умения быстро и правильно выполнять различные построения и перестроения по команде. Важной задачей является также формирование и закрепление навыков правильной осанки во время движения и статичных положений.
Организация и инвентарь
Для проведения игры не требуется специального инвентаря или оборудования, что делает её очень доступной. Игра проводится в спортивном или актовом зале, на площадке. Желательно иметь музыкальное сопровождение для создания ритма и настроения.
Основные правила игры
Участники делятся на четыре равные команды. Под ритмичную музыку все команды двигаются шагом по общему кругу. Руководитель игры (учитель, воспитатель) подаёт команды, на которые игроки должны быстро и чётко реагировать.
- По сигналу «Поле!» каждая команда бежит к заранее оговорённому месту и строится в определённую фигуру — обычно в шеренгу или колонну. После построения все игроки принимают основную стойку (о.с.).
- По сигналу «Луга!» команды должны быстро образовать тесный «кружок» (круг), также завершив действие принятием основной стойки.
Варианты усложнения и разнообразия игры
Чтобы игра оставалась интересной и развивающей, можно менять задания по сигналам. Вместо или вместе с построением игроки могут принимать различные статические положения:
- Стойки с разным положением рук (на пояс, в стороны, за голову).
- Упор присев.
- Группировку в приседе (сидя на корточках, обхватив колени руками).
- «Ласточку» или другие гимнастические позы на равновесие.
Определение победителя
Побеждает команда, игроки которой быстрее всех и, что важно, правильнее выполнили требуемое построение или приняли заданное положение после сигнала. Чёткость, слаженность и отсутствие ошибок в построении являются главными критериями оценки.
Методические рекомендации для руководителя
- Музыкальное сопровождение — ключевой элемент игры. Музыку можно и нужно менять, варьируя темп (от медленного к быстрому) и ритм. Это постепенно усложняет задачу для детей, учит их подстраивать движения под музыку.
- Количество команд можно варьировать в зависимости от общего числа участников. Вместо четырёх можно организовать две или три команды, что особенно удобно в малых группах.
- Перед игрой необходимо чётко показать и отработать места построения для каждой команды и все возможные положения тела.
- Игра отлично подходит для разминки или основной части занятия по физической культуре в детском саду и начальной школе.