Подвижная игра «ПО ПОЛЯМ, ПО ЛУГАМ»: правила, варианты и методические рекомендации

Цели и задачи игры

Основная цель игры — развитие у детей координации, внимания и навыков коллективного взаимодействия. Она направлена на совершенствование умения быстро и правильно выполнять различные построения и перестроения по команде. Важной задачей является также формирование и закрепление навыков правильной осанки во время движения и статичных положений.

Организация и инвентарь

Для проведения игры не требуется специального инвентаря или оборудования, что делает её очень доступной. Игра проводится в спортивном или актовом зале, на площадке. Желательно иметь музыкальное сопровождение для создания ритма и настроения.

Основные правила игры

Участники делятся на четыре равные команды. Под ритмичную музыку все команды двигаются шагом по общему кругу. Руководитель игры (учитель, воспитатель) подаёт команды, на которые игроки должны быстро и чётко реагировать.

  • По сигналу «Поле!» каждая команда бежит к заранее оговорённому месту и строится в определённую фигуру — обычно в шеренгу или колонну. После построения все игроки принимают основную стойку (о.с.).
  • По сигналу «Луга!» команды должны быстро образовать тесный «кружок» (круг), также завершив действие принятием основной стойки.

Варианты усложнения и разнообразия игры

Чтобы игра оставалась интересной и развивающей, можно менять задания по сигналам. Вместо или вместе с построением игроки могут принимать различные статические положения:

  • Стойки с разным положением рук (на пояс, в стороны, за голову).
  • Упор присев.
  • Группировку в приседе (сидя на корточках, обхватив колени руками).
  • «Ласточку» или другие гимнастические позы на равновесие.

Определение победителя

Побеждает команда, игроки которой быстрее всех и, что важно, правильнее выполнили требуемое построение или приняли заданное положение после сигнала. Чёткость, слаженность и отсутствие ошибок в построении являются главными критериями оценки.

Методические рекомендации для руководителя

  • Музыкальное сопровождение — ключевой элемент игры. Музыку можно и нужно менять, варьируя темп (от медленного к быстрому) и ритм. Это постепенно усложняет задачу для детей, учит их подстраивать движения под музыку.
  • Количество команд можно варьировать в зависимости от общего числа участников. Вместо четырёх можно организовать две или три команды, что особенно удобно в малых группах.
  • Перед игрой необходимо чётко показать и отработать места построения для каждой команды и все возможные положения тела.
  • Игра отлично подходит для разминки или основной части занятия по физической культуре в детском саду и начальной школе.