Все поломки угловой шлифовальной машины (УШМ), или болгарки, можно условно разделить на две основные группы:
Типичные признаки неисправностей
Первая категория: инструмент полностью не реагирует на нажатие кнопки пуска. Электродвигатель не подает признаков жизни.
Вторая категория: болгарка включается, но ее работа сопровождается аномальными явлениями: посторонним шумом, сильным искрением щеток, вибрацией или биением диска.
В данной статье мы подробно разберем диагностику и ремонт неисправностей из первой категории, когда инструмент не запускается. Для работы понадобится мультиметр (тестер), способный измерять сопротивление или иметь режим прозвонки цепи.
Пошаговая диагностика цепи питания
1. Проверка сетевого шнура. Начните с разборки: открутите заднюю рукоятку, чтобы получить доступ к клеммам и кнопке. Установите мультиметр в режим прозвонки или измерения минимального сопротивления (например, до 200 Ом). Проверьте целостность проводов шнура, активно изгибая его по всей длине — обрыв часто проявляется только в определенном положении. Если обрыв найден, шнур можно заменить целиком или, если повреждение незначительное и расположено у края, отрезать проблемный участок и восстановить соединение.
2. Проверка кнопки включения. Следующий на очереди — выключатель. Зафиксируйте кнопку во включенном положении (фиксатором или вручную) и прозвоните ее контакты тестером. Исправная кнопка покажет нулевое сопротивление (короткое замыкание). Если цепь разорвана, кнопку необходимо заменить.
Диагностика электродвигателя и системы пуска
3. Предварительная проверка цепи статора. После кнопки в цепи часто находится блок плавного пуска (хотя на многих старых моделях его нет). Чтобы его обойти для проверки, аккуратно оголите провод на одном из выводов обмотки статора, подключенный к этому блоку. Одним щупом тестера коснитесь этого провода, а вторым — другого вывода статора (обычно идущего на кнопку). Важно: перед проверкой убедитесь, что якорь и щетки установлены на место. Если мультиметр показывает небольшое сопротивление или издает звуковой сигнал, значит, цепь обмоток статора цела, и вероятной причиной неисправности может быть нерабочий блок плавного пуска, который, как правило, не ремонтируется, а заменяется.
4. Детальная проверка статора. Если при предыдущей проверке цепь не прозванивается, извлеките щетки (попутно оценив их износ и свободный ход в держателях). Для проверки обмотки статора на обрыв: подключите один щуп тестера к одному выводу статора, а вторым поочередно касайтесь контактов щеткодержателей. На одном из них должно появиться сопротивление. Повторите процедуру для второго вывода статора. Отсутствие контакта укажет на обрыв в соответствующей половине обмотки статора.
Разборка и осмотр ротора (якоря)
5. Извлечение и осмотр якоря. Если обмотки статора целы, под подозрение попадают якорь или щетки. Открутите винты, соединяющие корпус редуктора с корпусом двигателя, и аккуратно извлеките ротор. Внимательно осмотрите коллекторный узел и обмотки якоря на предмет сгоревших участков, почернений или механических повреждений.
6. Демонтаж и проверка статора. Снимите щеткодержатели, открутите крепления и извлеките статор, предварительно пометив его положение для правильной сборки. Проведите визуальный осмотр и повторную проверку тестером, чтобы точно локализовать обрыв.
Ремонт и сборка
7. Устранение неисправности. Самостоятельный ремонт обмоток статора или якоря — сложная задача, требующая специальных навыков. Чаще всего неисправную деталь проще заменить на новую или отдать на перемотку в специализированную мастерскую.
8. Контрольная проверка и сборка. После замены или ремонта установите все компоненты на место в обратном порядке. Перед окончательной сборкой снова прозвоните цепь выводов статора. Появление сопротивления будет сигнализировать об устранении обрыва. Соберите корпус и выполните пробный пуск. Если болгарка по-прежнему не включается, наиболее вероятной причиной является неисправность блока плавного пуска, который также подлежит замене.