Полонез — это торжественное парадное шествие, традиционно открывающее бал. Его название происходит от французского выражения «danse polonaise», что означает «польский танец». Этот изысканный танец развился на основе народного польского «пешего» танца-шествия (chodzony), для которого характерны степенность и торжественность. В XVIII веке полонез получил широкое распространение по всей Европе, став обязательным элементом открытия как светских танцевальных вечеров, так и придворных балов.
Церемониал бала и искусство фигур
Исполнение полонеза представляло собой целый церемониал. Хозяин дома, возглавляя шествие, вёл длинную вереницу гостей через все залы и апартаменты, выписывая замысловатые фигуры. Как образно описал Ференц Лист в своей книге о Шопене, процессия напоминала «длинную змею с отливающими всеми цветами радуги кольцами». Весёлая толпа, скользя по паркету, то вытягивалась в линию, то сворачивалась в изящные узоры. Кавалер, ведущий колонну, стремился превзойти предшественников в изобретательности, создавая новые комбинации и заставляя гостей вычерчивать на паркете арабески и даже вензеля.
Этикет и пластика движения
Движения в полонезе были строго регламентированы этикетом. Не допускалось вялое волочение по залу. Требовалась ритмичная, мерная и плавная поступь, которая придавала корпусу гармоничное равновесие. Танцоры не должны были двигаться торопливо, резко менять место или выглядеть утомлёнными. Взаимодействие пары было наполнено тонкой игрой: кавалер предлагал даме то одну, то другую руку, то едва касаясь кончиков её пальцев, то крепко держа их. Он мог переходить с одной стороны от партнёрши на другую, не отпуская её, и все эти изящные движения, подхватываемые каждой парой, лёгкой волной пробегали по всей танцующей колонне.
Техника и положения в паре
Шаг в полонезе отличался мягкостью и изяществом. Соединённые руки кавалера и дамы никогда не поднимались высоко, оставаясь ниже уровня плеча. При этом важно было, чтобы локоть дамы не лежал на руке партнёра. Корпусы танцующих были слегка развёрнуты друг к другу, а лица партнёров постоянно обращены одно к другому. Это положение, создающее ощущение диалога и взаимного внимания, сохранялось на протяжении всего танца.
Этот парадный танец аристократических балов оставил свой яркий след не только в истории хореографии, но и в мировой музыке. Блистательные полонезы таких композиторов, как Фридерик Шопен, Михаил Глинка и Михаил Огинский, навсегда увековечили его торжественный и величественный дух.