Французская кадриль: от блестящего танца до простой прогулки

Кадриль — это французский танец, который появился в конце XVIII столетия и сохранял свою популярность вплоть до конца XIX века.

Центр бала и его правила

В эпоху своего расцвета французская кадриль была главным событием любого бала. Пары, всегда в четном количестве, выстраивались друг напротив друга в две линии вдоль зала. Суть танца заключалась в сложных перемещениях и постоянной смене партнеров. Участники тщательно подбирали себе пару для танца (визави) и противоположную пару (контрвизави), стремясь к идеальному исполнению, которое было возможно только после долгого и систематического обучения хореографии.

Испытание для самолюбия и кульминация танца

В те времена мастерство в исполнении кадрили было вопросом личной гордости для танцоров. Однако наслаждались этим зрелищем не только они сами — за ходом танца внимательно следили все гости в зале. Особенно ответственным моментом была пятая фигура, где кавалер исполнял сольную партию. Это была кульминация всего номера, и на исполнителя ложилась огромная ответственность.

Эволюция и упадок

За два столетия кадриль сильно изменилась. Сложные переходы упростились, а характерные скользящие шаги (шассе) заменили на обычные, бытовые. Танец постепенно терял свою первоначальную легкость и изящество. В 1800 году танцмейстер Трение добавил в кадриль новую сложную фигуру, названную его именем. Но к концу XIX века процесс упрощения зашел так далеко, что от танцоров уже не требовалось ни виртуозности, ни даже музыкальности. Как отмечал современник, кадриль перестали танцевать — в ней начали просто «ходить». Это стало концом танца, который, впрочем, прожил долгую и яркую жизнь длиной почти в двести лет.