Потребность и мотив: ключевые понятия психологии деятельности

В статье рассматриваются фундаментальные понятия психологии — потребность и мотив, их функции и специфика мотивационной сферы человека. Анализ строится на основе концепции деятельности А.Н. Леонтьева и его полемики с С.Л. Рубинштейном.

Что движет человеком?

Что заставляет человека действовать и почему он выбирает именно этот путь? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться в сути деятельности, потребности и мотива.

Понятие потребности

Потребность — это объективная необходимость организма в чем-то внешнем, что требуется для его жизни и развития. Это «благо» в широком смысле: от еды и безопасности до общения и самореализации. Внутреннее напряжение, вызванное неудовлетворенной потребностью, порождает поисковую активность.

Особенности потребности по А.Н. Леонтьеву:

  1. Потребность — это необходимость в чем-то внешнем. При встрече потребности с предметом, который ее удовлетворяет, происходит опредмечивание потребности — процесс, схожий с импринтингом (запечатлением).

Леонтьев также различал потребность и нужду. Нужда — это острое, актуальное проявление потребности, возникающее при дефиците благ (например, острая нехватка общения после изоляции). Таким образом, у потребности есть объем — количество благ, необходимое для ее удовлетворения, который может быть постоянным или актуальным (в момент дефицита).

Особенность по С.Л. Рубинштейну:

  1. Потребности представлены в психике прежде всего в виде эмоций. Эмоция — это психическое отражение актуального состояния потребности. Неудовлетворенность вызывает фрустрацию, а удовлетворение — позитивные переживания. Однако у личности истинные потребности могут отличаться от осознаваемых и проявляться в психике косвенно.

Итоговое определение: Потребность — это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем и представленная в психике (прямо или косвенно) в форме эмоций, желаний и стремлений.

Понятие мотива

Ключевой момент — опредмечивание потребности, когда в ходе поиска потребность находит конкретный предмет (благо), который ее удовлетворяет. Этот процесс кардинально меняет характер активности.

До опредмечивания:

  1. Общая ненаправленная активность (например, поиск любой машины после смены работы).
  2. Широкий спектр возможных благ.
  3. Наличие фрустрации из-за нехватки информации.

После опредмечивания:

  1. Активность становится направленной, превращаясь в деятельность (целенаправленный поиск конкретной машины).
  2. Резкое сужение круга возможных благ.
  3. Аффективное закрепление предмета потребности (радость от покупки).

Определение мотива: Мотив — это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность. А.Н. Леонтьев, акцентируя объективную сторону, определял мотив как предмет потребности и предмет деятельности.

Деятельность — это, таким образом, направленная активность, побуждаемая мотивом.

Функции мотивов

Мотив связывает потребность (П) и деятельность (Д) по схеме П-М-Д и выполняет две ключевые функции:

  1. Побуждающая функция (П-М): Мотив, унаследовав энергию от потребности, побуждает к действию. Важно, что сила побуждения должна соответствовать сложности задачи: для простых задач оптимально сильное побуждение, для сложных — умеренное, чтобы избежать «перегорания».
  2. Смыслообразующая функция (М-Д): Мотив придает смысл нашим действиям и даже условиям их выполнения. Например, смысл «стояния в карауле» у Вечного огня (честь, память) радикально меняет мотивацию солдата по сравнению с простым выполнением приказа.

Специфика мотивационной сферы человека

Мотивационная сфера человека имеет иерархическое строение, что является ядром личности (как показал эксперимент «горькой конфеты», где один мотив побеждает другой). Существует три основных подхода к пониманию ее структуры.

1. Базовые мотивы (склонности, инстинкты)

Уильям Мак-Дауголл искал первичные, базовые источники мотивации (инстинкты или склонности). Структура инстинкта включает:

  • Познавательную сторону: избирательность восприятия (например, видение помех во всем при спешке).
  • Эмоциональный импульс: ядро инстинкта (например, удивление в основе любознательности).
  • Готовность к действию: наличие средств для удовлетворения.

Схема: Избирательность восприятия → Эмоциональная реакция → Действие.
Аналогичные идеи есть в бихевиоризме (первичные драйвы) и психоанализе (либидо у Фрейда, социальное чувство у Адлера, архетипы у Юнга).

2. Ситуативная мотивация (квазипотребности)

Курт Левин рассматривал мотивацию в контексте «поля», где предметы обладают валентностью (требовательным характером). Квазипотребность — это потребность в завершении начатого действия, выраженная в намерении. Классический пример — эффект Зейгарник: незавершенные действия запоминаются лучше завершенных, так как связанная с ними квазипотребность остается неудовлетворенной.

3. Мотивы по способу удовлетворения

Гуманистическая психология (Олпорт, Маслоу, Роджерс) выделяет два принципиально разных способа:

  1. Стремление к редукции (снятию) напряжения — характерно для базовых физиологических нужд.
  2. Стремление к развитию (поддержанию напряжения) — характерно для высших потребностей, таких как самоактуализация.

Наиболее известна пирамида потребностей Абрахама Маслоу, включающая семь уровней:

  1. Физиологические потребности (еда, сон).
  2. Потребность в безопасности.
  3. Потребность в принадлежности и любви (социальные связи).
  4. Потребность в уважении и признании.
  5. Познавательные потребности (знание ради знания).
  6. Эстетические потребности (гармония, порядок).
  7. Потребность в самоактуализации (реализация потенциала, развитие).

Маслоу полагал, что высшие потребности актуализируются после удовлетворения низших.

Специфика человеческих потребностей

Главное отличие человека — не в содержании потребностей (многие есть и у животных), а в способе их удовлетворения с помощью культурных средств (К. Маркс). Одна и та же потребность (например, сон) может быть представлена на трех уровнях:

  • Природном: физиологическая необходимость.
  • Социальном: культурные нормы и гигиена сна.
  • Личностном: индивидуальные предпочтения (поза, время).

Человеческая природа потребности ярко проявляется в ситуации дефицита, когда привычный способ удовлетворения утрачен. Возникает распредмечивание потребности — процесс, обратный опредмечиванию, который характеризуется ненаправленной активностью, широким поиском новых благ и фрустрацией. Однако даже в этих условиях человек ищет новые, но все равно культурно опосредованные способы удовлетворения.

Обратите внимание: Мотивация здорового образа жизни.

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Потребность и мотив.