Праздники всегда были временем, когда люди стремились преобразить свой внешний вид. Для молодежи, особенно девушек на выданье, надевать традиционный праздничный костюм было обязательным ритуалом во время больших православных и съезжих праздников. Это был своего рода «смотр невест», где девушки демонстрировали себя и свое искусство в шитье потенциальным женихам и их семьям. Даже с приходом городской моды традиционный наряд оставался незыблемым для невесты на свадьбе, что подчеркивало его глубокую сакральную и обрядовую значимость.
Сарафанный комплекс — основа праздничного убранства
Основу как девичьего, так и женского праздничного костюма на Русском Севере составлял сарафанный комплекс. В него входили рубаха, сарафан, передник, пояс и множество дополнительных украшений. Однако именно головной убор был той деталью, которая придавала костюму неповторимый колорит и долгое время сохраняла сакральный смысл, указывая на социальный статус, семейное положение, достаток и даже конкретный регион, откуда была родом его обладательница.
Головные уборы: от девичьих повязок до женских кокошников
На Русском Севере праздничный головной убор был одной из самых ярких и значимых деталей народного костюма. Их разнообразие было огромным, и по убору можно было многое узнать о женщине.
Девичьи уборы, как правило, оставляли макушку открытой. Они имели множество названий: повязка, перевязка, лента, почелок, венец, коруна. Высокие повязки на твердой основе, украшенные позументом и жемчужными поднизями, были распространены в Архангельской и Вологодской губерниях. В Каргопольском уезде популярностью пользовалась «перевязка» — круглый обруч с галуном и перламутром. В Шенкурском и Кемском уездах девушки носили «почелки» или «венцы» — подобие короны, украшенные жемчугом и камешками, которые при движении тихо звенели.
Женские уборы после замужества полностью закрывали волосы. К концу XIX века самым распространенным из них стал повойник — мягкая шапочка-чепец, который постепенно вытеснил более сложные и неудобные кокошники. Повойники имели множество местных названий (сборник, волосник, колпак) и сильно различались по форме, материалу и украшениям в зависимости от уезда или даже волости. Например, повойники из Кемского уезда украшались золотым шитьем на овальном донце, а на Зимнем берегу Белого моря их покрывали настолько плотным объемным узором, что называли «коваными кустышками».
Особой группой выделяются каргопольские и шенкурские кокошники. Каргопольский кокошник — это шапочка с «ушами» и выступающим очельем, богато орнаментированная. Шенкурский, или «копытце», сочетал мягкую основу с твердым выступом на лбу и также украшался золотным шитьем. Поверх таких кокошников всегда надевали нарядный платок.
Еще одной древней формой убора была сорока, которую к началу XX века донашивали в основном пожилые женщины в Каргопольском и Онежском уездах. Интересно, что именно от сороки, как считают исследователи, произошел кокошник.
Сарафаны и рубахи: разнообразие покроя и тканей
Основой костюма был сарафан, который имел множество региональных названий и вариантов:
- Косоклинник (синяк) — из домотканого холста, окрашенного в синий цвет.
- Набиваник — косоклинный сарафан с набивным узором.
- Пестрядинник — прямой сарафан из клетчатой ткани, который в нарядном варианте носили и по праздникам.
- Шелковые сарафаны прямого покроя ярких цветов — признак достатка семьи.
Воспоминания старожилов, например, жителя Пинежского района Евгения Лысцева, рисуют яркую картину праздничных гуляний, где каждая женщина стремилась выделиться своим уникальным нарядом — сарафаном, головным убором, поясом и обувью.
С сарафаном носили различные рубахи:
- Полурубашье — короткая праздничная рубашка, иногда с такими короткими рукавами, что наряд называли «сарафан с рукавами».
- Станушка — длинная рубаха с украшенным подолом.
- Пестрядинная рубаха — с рукавами из клетчатой ткани и красными вставками.
- Рубаха намышница — с белыми рукавами и обязательными красными вставками или тканым узором на плечах.
- Рубаха коклюшница — длинная, украшенная по подолу и горловине изящным коклюшным кружевом.
Таким образом, праздничный костюм Русского Севера представлял собой сложную и гармоничную систему, где каждая деталь, от формы головного убора до узора на рубахе, несла в себе информацию о владельце и была воплощением народной эстетики и мастерства.