Отбор и начальный этап обучения
Формирование состава детского танцевального коллектива — это ответственный и многоаспектный процесс, который требует от хореографа не только профессиональных знаний, но и педагогического такта, внимания и чуткости. При отборе детей оценивается целый комплекс качеств: чувство ритма, музыкальность, выразительность, физические данные и общее состояние здоровья. Важно, чтобы начальные способности ребёнка были хотя бы удовлетворительными, так как от тщательности этого первичного отбора во многом зависит успех всей последующей работы. Для большей объективности оценку может проводить специально созданная комиссия.
Обучение в школе-студии ставит перед собой цель не только научить детей технике танца, но и всесторонне развить личность. Занятия способствуют овладению выразительными средствами хореографии, развивают художественный вкус, внимание, воображение и память, а также положительно влияют на физическое развитие. Учебный процесс начинается с подготовительного отделения, после которого дети распределяются по классам — с первого по четвёртый. Оптимальный размер группы на подготовительном этапе составляет 15-20 человек, а в основных классах — 10-15 человек для групповых занятий. Также предусмотрены индивидуальные уроки, например, для работы с солистами.
На подготовительном отделении занятия проходят 2-3 раза в неделю и длятся не более двух академических часов (для шестилетних детей — 1,5 часа). Начиная с первого класса, интенсивность обучения возрастает: продолжительность одного занятия может достигать трёх часов при частоте 3-5 раз в неделю, что определяется учебной программой. Индивидуальная работа с каждым ребёнком, включая солистов, обычно планируется из расчёта 30 минут на человека.
Старшие классы: путь к мастерству и самостоятельности
Основная цель занятий в старшей возрастной группе (4-й и 5-й классы) — подготовка учащихся к полноценной исполнительской и постановочной деятельности в составе ансамбля. Учитывая возросший возраст и опыт детей, педагог усложняет учебный материал, предлагая более сложные танцевальные комбинации и увеличивая нагрузку в упражнениях экзерсиса. К этому этапу в программу вводятся все предусмотренные дисциплины.
Значительно расширяется лексический материал за счёт таких предметов, как композиция и постановка танца, а также за счёт увеличения количества постановочных репетиций. В 5-м классе новый материал в экзерсис уже не добавляется, но происходит его усложнение: увеличивается темп музыки, усложняются пор де бра и повороты. Все упражнения у станка выполняются на полупальцах.
Важной педагогической задачей на этом этапе становится развитие творческой самостоятельности учащихся. При постановке танцев необходимо учитывать возрастные интересы исполнителей. В рамках занятий по композиции детям следует предоставлять возможность самим придумывать и демонстрировать отдельные упражнения, а со временем — самостоятельно выстраивать структуру урока, постепенно увеличивая его сложность и объём. Стоит выделять специальное время для самостоятельной постановочной работы, чтобы учащиеся могли пробовать свои силы в создании хореографических номеров, например, для младших групп коллектива.
Роль ритмики в хореографическом образовании
Занятия ритмикой играют фундаментальную роль в хореографическом обучении. Они помогают детям усвоить ключевые музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух, память и чувство ритма, делая восприятие музыки более активным и осознанным. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее органично и логично могут быть воплощены в движении.
Главная задача педагога — научить детей двигаться в соответствии с характером музыки, точно передавая её темп, динамику и метроритмические особенности. Выразительность движения становится инструментом для раскрытия образного содержания музыкального произведения. Параллельно ритмические упражнения решают важные задачи физического воспитания: они совершенствуют двигательные навыки, учат владеть своим телом, укрепляют мышечный корсет и благотворно влияют на работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.