Психоаналитический взгляд на природу лидерства: от детства к власти

"Я не боюсь армии львов, возглавляемых овцой, но я боюсь армии овец, возглавляемых львом".
Александр Македонский

ЛИДЕР – слово, пришедшее из английского языка, где «leader» происходит от глагола «to lead» – «вести». По схожему принципу образовано и русское слово вождь – от «вести», что буквально означает «ведущий».
Этимологический словарь Крылова

Актуальность и цели исследования

В свете современных политических процессов в России тема лидерства приобрела особую значимость. В данной статье мы попытаемся исследовать глубинные психологические механизмы формирования лидера, опираясь на психоаналитическую парадигму.

Основная цель – раскрыть роль бессознательных процессов в становлении личности лидера.

Задачи исследования:

  1. Определить ключевые понятия, используемые в анализе.
  2. Обнаружить истоки лидерских качеств в раннем детском опыте.
  3. Выделить и охарактеризовать основные психологические типы лидеров.
  4. Проиллюстрировать динамику взаимодействия лидера и общества с помощью графических схем.
  5. Показать, как каждый тип лидера влияет на социальные процессы.

Базовые понятия: упрощенный психоаналитический язык

Для ясности изложения мы сознательно упрощаем профессиональную терминологию, оставляя лишь основные концепты.

  • Психический аппарат – внутренний регулятор, задача которого поддерживать баланс и снижать напряжение в психике человека.
  • Телесное напряжение – сигнал о нереализованном влечении или потребности. Для снятия этого напряжения необходим Объект (другой человек или группа).

Пример: чувство грусти – мы ищем того, кто сможет нас выслушать и утешить.

  • Телесное расслабление – состояние успокоения и удовлетворенности.
  • Субъект – это мы сами, наше «Я».
  • Объект – нечто отличное от нас, на что направлено наше внимание или потребность.
  • Внешний Объект – объект, находящийся вне зоны близких отношений, во внешнем мире.

Пример: в диаде «мать-ребенок» внешним объектом может быть воспитатель в детском саду.

Повторим, что термины адаптированы для лучшего понимания сути.

Истоки лидерства: телесный опыт и отношения с матерью

Напряжение возникает в разных частях нашего тела постоянно. Чтобы его снять, необходим контакт (физический или эмоциональный) со значимым Объектом (например, с матерью). В напряженных зонах «заперты» наши желания и влечения.

Полное расслабление возможно лишь при тотальном, всем телом, контакте с таким Объектом. Когда мать и ребенок находятся в полном, гармоничном соприкосновении, происходит взаимное расслабление. Для ребенка этот опыт фундаментален – он учится:

  • Познавать свое тело и тело матери.
  • Интегрировать свои ощущения и переживания.
  • Понимать собственные чувства и чувства другого.
  • Развивать навыки саморегуляции.
  • Формировать глубокое понимание себя и окружающих.

Ключевое качество будущего лидера – это глубокое понимание функционирования собственного тела, которое проецируется на понимание других людей. Ребенок, чьи потребности внимательно удовлетворялись, вырастает внимательным к другим. Он воспринимает людей целостно, а не фрагментарно, и чувствует не только свои, но и чужие потребности.

Таким образом, человек познает свои потребности только через полноценный контакт со значимым Объектом. Такой человек не может оставаться равнодушным, он чутко реагирует на запросы окружающих. Его собственное расслабление возможно лишь тогда, когда он всем своим существом соприкасается с другим человеком, группой или обществом. Он становится «собирателем» и выразителем потребностей и влечений других.

Важно подчеркнуть, что в основе лидерства лежит опыт взаимодействия с матерью, которая сама хорошо понимает свое тело и, следовательно, способна чутко воспринимать и удовлетворять потребности ребенка. Этот процесс должен быть взаимным.

Типология лидеров: от Антилидера к Зрелому Лидеру

В результате исследования были выделены четыре основных психологических типа лидеров:

  • Антилидер
  • Переходный Лидер
  • Формирующийся Лидер
  • Зрелый Лидер

1. Антилидер: фрагментарное восприятие мира

Этот тип формируется, когда взаимодействие матери и ребенка было фрагментарным, то есть касалось лишь отдельных частей тела (например, только кормление без телесной близости). В результате ребенок учится воспринимать себя и других по частям, а не целостно.

Пример: мать, которая боится прижимать ребенка при кормлении, общается с ним лишь «губами». Ребенок усваивает фрагментарную модель отношений.

Повзрослев, такой человек, даже став лидером, сохраняет особенности:

  • Удовлетворяет лишь узкие, частичные потребности.
  • Ищет в других (и в обществе) только те «части», которые выгодны для его узких целей.
  • Опирается и поддерживает лишь определенные группы общества для достижения своих амбиций.

Такого лидера мы назвали «Антилидером».

Рис.1. Схема функционирования Антилидера

Антилидер (Объект) взаимодействует лишь с небольшой, понятной ему частью Субъекта (общества). Остальные части Субъекта остаются без внимания, в состоянии безразличия и напряжения. Между неконтактирующими частями возникает зона отчуждения – пустота, заполняемая непониманием, иллюзиями и страхами. Антилидер боится активировать эти непонятные ему зоны и стремится сохранить статус-кво. Свое напряжение он снимает через взаимодействие с Внешним Объектом (например, через внешнюю политику или конфликты), в то время как напряжение в обществе остается высоким.

Сильные стороны Антилидера: внимание к деталям, методичность, упорство, понимание динамики отдельных процессов.

Слабые стороны: фрагментарное, «точечное» видение ситуации, недоверчивость, потребность в тотальном контроле, неспособность видеть перспективу и человека в целом, что делает его уязвимым.

2. Переходный Лидер: шаг к целостности

Формируется в условиях, когда мать была достаточно близка к ребенку, и большинство его потребностей удовлетворялись быстро. Телесное напряжение ребенка было минимальным.

Переходный Лидер – это личность, которая:

  • Начинает понимать потребности разных частей своего «тела» (и общества).
  • Способна увидеть и начать вовлекать в взаимодействие те группы, которые ранее были отчуждены.

Рис.2. Схема функционирования Переходного Лидера

Объект (лидер) снижает давление в точках контакта и начинает сближаться с Субъектом (обществом) на большей площади. Зона отчуждения сокращается, напряжение перераспределяется и частично нормализуется. Лидер проявляет интерес к ранее игнорируемым частям общества.

Сильные стороны: невысокий уровень общего напряжения, расслабленность большинства социальных групп, сбалансированность, стабильность.

Слабые стороны: нерешительность, неспособность к кардинальным переменам, плохая переносимость социальной активности и кризисов.

3. Формирующийся Лидер: симбиоз и стабильность

Истоки – в идеально сбалансированных, симбиотических отношениях с матерью, где телесное напряжение отсутствовало, а расслабление было максимальным.

Формирующийся Лидер обладает чертами:

  • Способен понять и удовлетворить потребности общества.
  • Может целостно, всем своим существом, соприкоснуться с объектом (обществом) и понять его.

Рис.3. Схема функционирования Формирующегося Лидера

Для этого типа характерно полное, плотное соприкосновение Объекта и Субъекта. Зона отчуждения отсутствует. Идеальное взаимопонимание и обмен ресурсами. Это состояние гармонии.

Сильные стороны: ровное, умеренное напряжение, равное внимание ко всем социальным слоям, стабильное, медленное развитие.

Слабые стороны: неспособность к инновациям и резким изменениям, уязвимость перед любыми потрясениями, подавление ярких, нестандартных личностей, которые могут нарушить спокойствие. Критерий выбора – надежность и лояльность, а не развитие.

4. Зрелый Лидер: интеграция и гибкость

Формируется в условиях разнообразных, нестереотипных отношений с матерью, где напряжение и расслабление естественно сменяли друг друга в ответ на ситуацию.

Зрелый Лидер – это интегрированная личность, которая в зависимости от обстоятельств использует стратегии всех трех предыдущих типов. Он способен в кризисной ситуации локально «отстраниться» (как Антилидер), чтобы проанализировать проблему, затем начать сближение (как Переходный Лидер), сохраняя при этом основную площадь здорового контакта с обществом.

Рис.4. Схема функционирования Зрелого Лидера

Сильные стороны: способность видеть картину и в целом, и в деталях, высокая гибкость и адаптивность, адекватная реакция на вызовы разного масштаба.

Исторические и публичные примеры типов лидерства

  • Яркие Антилидеры: Мао Цзэдун, Ким Чен Ир, Пол Пот, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт.
  • Антилидеры с чертами Переходного: Петр I, Владимир Ленин, Георгий Жуков, Фидель Кастро.
  • Переходные Лидеры: Маргарет Тэтчер, Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, Джон Кеннеди.
  • Формирующиеся Лидеры: Леонид Брежнев, Николай II.
  • Зрелые Лидеры: Стив Джобс, Билл Гейтс, Генри Форд, Конфуций, Далай-лама.

Выводы: суть зрелого лидерства

  1. Основа любых отношений – эмпатия, открытость и способность чувствовать потребности своего тела и тела другого (общества).
  2. Эффективное взаимодействие требует умения воспринимать объект и фрагментарно (в деталях), и целостно (в общей перспективе).
  3. Лидер – это зрелая, интегрированная личность, чувствующая активные группы, вовлекающая пассивные и находящая объединяющие элементы для всей социальной системы.
  4. Истинный лидер способен выстроить систему воспитания гражданина, начиная с детства.
  5. Он опирается на все слои общества, обеспечивая свободу выбора, учет возможностей и уверенное развитие.
  6. Лидер обязан быть честным и открытым перед собой и обществом.
  7. Лидер глубоко понимает культуру, традиции и историю своего народа.
  8. В идеале, лидер – это отражение общества, а общество – это проекция лидера. Они находятся в отношениях взаимного влияния и развития.

Булатов Дмитрий Владимирович, психолог, психоаналитик

Благодарю за помощь в написании статьи Елену Ваневскую и Рафаэля Тямаева.

Январь 2012 г.
г. Екатеринбург

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Лидерство и типы лидеров.