Психология детства: почему важно хвалить правильно и не спешить ругать

Иногда поведение родителей, включая моё собственное, вызывает удивление. Мы часто действуем на автомате: ругаем, хвалим, снова ругаем, не всегда задумываясь о правильности своих реакций.

Ситуации, где мы часто ошибаемся

Представьте: вы в гости с ребёнком, где есть дети младше. Ваш ребёнок видит, как малыш сосёт соску, и сам невольно тянет в рот найденную пустышку. Типичная реакция мамы? Немедленно отругать: «Мы же уже большие, столько времени отучались!» Или другая ситуация: ребёнок надевает на себя вещи чужого малыша — снова следует выговор.

А что, если посмотреть иначе?

В этих, казалось бы, «провинностях» можно найти положительные стороны.
1. Соска: Возможно, ребёнок через это действие вспоминает приятные моменты раннего детства, чувствует себя защищённым. Почему бы не позволить? Детство — время экспериментов и свободы.
2. Чужая одежда: Давайте пропустим момент «нельзя брать чужое». Сконцентрируемся на достижении: ребёнок самостоятельно выбрал подходящую по размеру вещь и сам её надел! Это повод для похвалы! Ругать мы всегда успеем, а вот вовремя заметить и поддержать самостоятельность — важно. Скажите: «Какой ты молодец, всё сделал сам!»

Обратите внимание: Трудно выступать перед публикой.

Уже после похвалы можно мягко объяснить правила: «Но мы в гостях, и чужие вещи нужно сначала спросить». Так мы даём наставление, не разрушая веру ребёнка в свои силы.

Опасность преждевременной похвалы

Есть и обратная крайность — похвала не по делу. Приведу пример из жизни. У меня двойняшки. Одна дочь начала ходить в 11 месяцев, другая — ближе к году. Для младшей, Дарины, многие давались сложнее (это, конечно, моё субъективное сравнение).
Однажды она, только научившись стоять, пыталась положить предмет на барную стойку. Ещё не успела завершить действие, а я уже выпалила: «Какая умница!» В итоге предмет упал. Я похвалила за попытку, а не за результат.
Мне пришлось буквально «прикусывать язык», чтобы не хвалить раньше времени. Я училась произносить одобрительные слова только после того, как действие было успешно завершено. Это принципиально важно.

Последствия неправильных реакций

Проследите за собой: часто ли вы хвалите ребёнка, уже представив в голове успешный итог, хотя на деле действие ещё не закончено? Получается, мы поощряем лишь намерение, а не результат. Во взрослой жизни это может вылиться в хроническую привычку не доводить дела до конца или в разочарование от того, что усилия не приносят ожидаемого плода.
Многие наши модели поведения идут из детства. Именно такие нюансы часто всплывают на приёме у психолога. Это лишь малая часть большой работы над отношениями с детьми.

Я тоже постоянно работаю над собой, чтобы заложить для своих детей прочный психологический фундамент. Не могу утверждать, что всегда поступаю идеально, но я верю в свой путь, основанный в том числе на опыте общения со специалистами. Ведь фундамент будущего действительно закладывается в детстве.

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Закладывать фундамент надо перед тем как построить дом.