Доброго времени суток, друзья! На этом сайте будут публиковаться различные интересные статьи, касающиеся психологии. Если вы как и я заинтересованы в психологии и желаете больше узнать об этой области знаний, то советую пристегнуться, ибо мы начинаем! И первая тема, которую я бы хотела осветить, касается психологии спортивных игр.
Сначала разберемся с тем, как понимается обычная детская игра в психологии.
Детская игра
Отечественный психолог и исследователь детской игры Даниил Эльконин понимал под понятием «игра» особую деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности (утилитарная деятельность это та, что направлена непосредственно на извлечение материальной выгоды). В данном случае детская игра направлена не на извлечение каких-то материальных благ, ребенок играет в игры не ради получения каких-то внешних подкрепителей, а именно потому что это интересно, ради самой игры. То есть игра - это такая деятельность, в которой мотив лежит не в результате, а в самом процессе.
Также исходя из возрастной психологии, игра является основной ведущей деятельностью дошкольников. Именно в период от 3 до 7 лет дети большую часть времени проводят за различными играми, таким образом они познают окружающий их мир, перенимают существующие во взрослом мире социальные роли и взаимоотношения (та же игра в дочки-матери). Таким образом игра является источником развития ребенка, его сознания, поведения, с ее помощью ребенок воспроизводит и моделирует действия и отношения взрослых. В игре ребенок имитирует и подражает тем отношениям, которые он может наблюдать среди взрослых, тем самым перенимая схемы действий и отношений взрослых. Так дети перенимают и усваивают культурный опыт.
Дети перенимают поведение взрослых через игрыКак пишет Эльконин, детская игра проходит определенные стадии развития. Изначально какие-либо правила в детской игре отсутствуют, дети руководствуются своими стихийно возникающими желаниями, игра представляет собой просто манипулирование с предметами и поэтому называется предметной. С возрастом дети начинают больше уделять внимания правилам и тем ролям, которые они занимают в игре. Характер и логика действий ребенка подчиняются принятой ролью в игре, даже речь может измениться и носить ролевой характер (например, ребенок слышит, какие обычно речевые конструкции использует продавец в магазине, и старается подражать им при игре в магазин). Теперь игра принимает сюжетно-ролевой характер. Постепенно дети начинают уделять больше внимания игровым правилам и стараются соблюдать их. Если раньше ребенок мог пойти на поводу у своих импульсивных желаний (например, ребенок захотел бросить мяч руками, так как это проще, но по правилам брать мяч в руки нельзя), то теперь правила определяют все игровое поведение ребенка. Если не соблюдаются правила, то игра теряет свой смысл
Если прослеживать динамику игры, то сначала игра предметная, потом сюжетно-ролевая игра и наконец игра с правилами.
К основным признакам игры разные психологи и педагоги относят различные элементы, например С.А. Шмаков относил к ним творческий активный импровизационный характер, наличие прямых и косвенных правил, эмоциональную приподнятость, соперничество, конкуренцию, а также эта деятельность имеет свободный характер, ради удовольствия.
Нет общепринятой классификации игр. Но одним из видов игр можно выделить спортивные игры. Попытаемся определить, что это такое.
Спортивные игры
Игровая деятельность в спорте – это особая активность спортсменов, направленная на достижение победы над соперником в условиях противоборства, используя особые специфические средства при соблюдении установленных правил.
По теме: Бодипозитив спортивных брендов.
Спортивные игры отличаются тем, что время игрового взаимодействия сложность достижения победы зависит от проблемных ситуаций, которые создаются участниками противоборства. Спортивная игра отличается от детской, но тем не менее в ней так же остается момент получения удовольствия от процесса игры, просто это не является ключевым в данной деятельности. В спортивной игре есть четко регламентированные правила, обычно требуется специальное оборудование и инвентарь специфичный для данного вида игры, в процессе игры принята особая специальная тактика поведения и техника движений, количество игроков ограничено.Спортивные игры явно отличаются в психологическом смысле от детских игр. Если рассматривать спортивные игры с позиции профессионального спорта, то основный смысл игры, каков он был в детской, меняется. В спортивной игре целью является именно победа над соперником, то есть достижение определенного результата. Это не значит, что в спортивной игре полностью отсутствует элемент удовольствия от самого процесса игры, но в данном случае он не является главным. Спорт высших достижений подразумевает под собой какое-то соревнование, противоборство, где всегда есть победитель и побежденный. Цель – добиться максимально высокого результата.
Если в детской игре большой упор делается на содержании игры и тех ролях, которые принимают участники игры в процессе, то в спортивной игре основой являются установленные правила. От них зависит, как именно могут взаимодействовать и вступать в контакт противоборствующие стороны и как именно определяется игровой итог. Конечно в процессе развития детской игры постепенно и в ней начинают преобладать определенные правила, но основной момент, заключающийся в получении удовольствия от игры, остается. В спортивных играх при несоблюдении правил могут просто удалить из соревнования, что будет автоматически считаться как проигрыш.
Спортивная игра - это особая реальность, сочетающая в себе множество аспектов. В игре не важно, какая у тебя социальная роль в реальной жизни или каков твой социальный статус. Здесь у каждого свои роли определяемые правилами игры. Игровое пространство ограничено ее игроками, и за его пределами уже находится зрительская зона. На соревнованиях присутствие зрителей является неотъемлемой частью, и это также может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на ход игры. Кроме того, не стоит забывать и о самих игроках, которые являются активными, самостоятельно принимающими решения субъектами деятельности. Их мотивация может различаться, хотя цель у всех одна – победить.
Так как любая спортивная игра в условиях соревнования характеризуется напряжением, то это достаточно сильно активизирует нервную систему, поэтому важен момент совладания и умение держать себя в руках, подчиняясь правилам игры. В игре всегда присутствует элемент риска, и его адекватное восприятие будет напрямую влиять на последующие действия и результат игры. Сочетание большого напряжение и риска может вызвать зависимость от подобных состояний.
Таким образом достаточно ясно, что из себя представляет игра и спортивная игра в частности. Но как мне кажется, многие виды спорта которые официально не относятся к игровым можно причислить к ним, так как форма игры и ее содержание может быть любым, это зависит лишь от человеческого воображения.
Если вас заинтересовала тема детской игры, советую прочитать книгу Д.Б. Эльконина "Психология игры".
А вы как считаете, какие еще есть отличия спортивных игр от детский игр?
Стоит еще зайти сюда: Психология.
Источник статьи: Психология спортивных игр.