Пять мифов об уважении: как воспитать в ребёнке истинное уважение, а не страх или формальность

Согласно классическому определению из словаря Ожегова, уважение — это «почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств». Однако американский эксперт по воспитанию Дебора Тиллман предлагает взглянуть на это понятие иначе. Она отмечает, что если уважение нужно заслуживать, это создаёт искажённую модель поведения как для того, кто проявляет уважение, так и для того, к кому оно обращено.

Прожитые года — автоматически причисляется к безусловным достоинствам, согласно понятию «уважение»

Тиллман переосмысливает уважение как универсальное внимательное и доброжелательное отношение к людям, включая и себя самого. Это не награда за заслуги, а базовый принцип взаимодействия.

«Уважение — это внимательное отношение к людям — внимание к себе, внимание к другим. Это доброжелательность и внимание, которое мы проявляем», — утверждает специалист.

Дебора Тиллман

Как создать уважительную атмосферу в семье?

Ключевая рекомендация — мягко и последовательно объяснять ребёнку, что уважительный тон и вежливые манеры ожидаются от него в общении со всеми людьми. Важно не просто требовать, а обучать через собственный пример и конкретные действия.

«Научите ребенка говорить «пожалуйста», благодарить, а также придерживать дверь перед человеком, идущим следом», — уточняет Тиллман.

Многие сложности в воспитании, по мнению эксперта, возникают из-за неверного понимания самого термина «уважение». Velvet.by представляет пять распространённых заблуждений на эту тему, которые развенчивает Дебора Тиллман.

Пять ошибочных представлений об уважении

1. Уважение — это не синоним симпатии или восхищения. В отличие от словарных определений, истинное уважение не ставит на пьедестал лишь избранных, «достойных» людей. Это — готовность взаимодействовать внимательно и предупредительно со всеми, независимо от личных симпатий.

Симпатия и восхищение дополняют уважение, но не заменяют его

2. Уважение не означает безоговорочного согласия. Спор или отстаивание ребёнком своих границ — это не признак неуважения, если он делает это корректно. Важно поощрять детей иметь и выражать собственное мнение, обучая их делать это в уважительной форме.

Протест ребенка вовсе не означает неуважение к вам

3. Уважение и страх — не одно и то же. Родители, которые путают эти понятия, рискуют воспитать не уважение, а ненависть, презрение или раздражение. Уважение, основанное на страхе, — это иллюзия.

С помощью страха и манипуляций родители не смогут заставить себя уважать

4. Уважение нельзя «заработать» или «заслужить». Эта идея, которую часто транслируют подростки, по мнению Тиллман, ошибочна и часто идёт от взрослых. Уважение — это не валюта, которую раздают за достижения, а базовое право каждого человека.

Важно, чтобы родители сказали даже самым творческим детям: «Уважение невозможно заслужить и заработать»

5. Уважение — это не просто свод правил вежливости. Хорошие манеры важны, но они могут различаться в разных культурах и семьях. Истинное уважение глубже — это открытое, внимательное и доброжелательное отношение к уникальности другого человека.

Уважение — это о комфортном общении, личных границах и любви

Таким образом, уважение — это фундамент здоровых отношений, который строится на признании ценности другого человека, а не на страхе, выгоде или формальностях.

Мнение психолога

Комментарий психолога

Василевич Елена Николаевна, психолог «L-club», детский психотерапевт

Психолог Елена Василевич дополняет: уважение — это, прежде всего, принятие уникальности другого человека и отказ от попыток переделать его под свои стандарты. Различия между людьми, включая различия между родителями и детьми в увлечениях или выборе жизненного пути, часто воспринимаются как угроза. Однако именно способность взрослых признавать и ценить эту непохожесть, выстраивать диалог, а не авторитарный монолог, учит детей настоящему уважению.

«Нет двух абсолютно одинаковых людей даже среди близнецов, и с этим легко согласиться. Но как же трудно бывает родителям согласиться с увлечениями детей, отличающихся от родительских: от выбора кружка до выбора профессии», — отмечает специалист.

От того, насколько взрослые умеют признавать право ребёнка на собственный опыт и мнение, напрямую зависит, научатся ли дети уважать себя и окружающих.

.................................................................................................................

Предыдущие статьи цикла:

1. С чего начать обучение ребенка этикету. Советы педагога

2. Советы педагога: карта дел в воспитании ребенка и организации себя

3. Советы педагога: планирование это...корсет дня. И дорога к цели

4. Советы педагога: как помочь тревожному ребенку

5. Советы педагога: как учить ребенка общаться, с момента, когда он еще в коляске

6. Советы педагога: Ваш ребенок экстраверт или интроверт? Как его воспитывать?

7. Советы педагога: агрессивный ребенок — что делать и как воспитывать?

8. Советы педагога: «Гиперактивность — никакая не черта характера. И не болезнь»

9. Советы педагога: как научить ребенка чувствовать счастье

10.6 причин «Почему стоит отдать ребенка на занятия музыкой»

11. Для маленьких детей игра — работа. Четыре категории игр

12. Как занятия спортом влияют на мозг ребенка: мнение американских экспертов

13. Выбирая престижную школу для своего ребенка — не потеряйте из виду самого ребенка

14. 7 способов предотвратить детские истерики до того, как они произойдут

15. Как прекратить детские истерики в самом начале: 8 лучших приемов

16. Как научить ребенка быть благодарным. А главное — зачем?

17. Как научить ребенка не преклоняться перед вещами. Рекомендации специалистов

18. 7 способов научить ребенка сопереживать

VELVET: Елена Линкевич