
Одиннадцать месяцев — это время, когда уже можно всерьез задуматься о первом дне рождения: выбрать место, украшения, наряд и подарки для маленьких гостей.
Для родителей жизнь до появления малыша кажется далеким воспоминанием. Ранние подъемы, бесконечная стирка и глажка стали привычной рутиной, но вместе с тем каждый день наполнен особым счастьем. Первый год жизни ребенка невероятно насыщен: кажется, что после каждого сна малыш просыпается немного другим. Еще вчера он не мог сидеть самостоятельно, а сегодня уже уверенно это делает; недавно только ползал, а теперь пытается сделать первые шаги.
Конечно, не существует строгих норм, которым должен соответствовать каждый ребенок, но есть примерные временные рамки для освоения ключевых навыков. В 11 месяцев большинство детей уже умеют подниматься, держась за опору, сидеть без поддержки и делать несколько шагов с помощью родителей. Некоторые малыши в этом возрасте уже начинают ходить самостоятельно. Важно помнить, что все дети развиваются в своем индивидуальном темпе.
Основные умения ребенка в 11 месяцев
- Двигательная активность. Малыш уверенно ползает на четвереньках, сидит, приподнимается, держась за опору. Он может залезть на невысокий диван и слезть с него.
- Проявление интереса. Если ребенка что-то заинтересовало, он покажет на предмет пальцем. В этом возрасте особенно увлекательно наблюдать за его восторгом от новых открытий. Например, увидев цыплят впервые, малыш может прийти в полный восторг.
- Питание и самостоятельность. К 11 месяцам ребенок обычно пробует большинство продуктов: каши, овощи, фрукты, рыбу, мясо, хлеб, масло и кисломолочные продукты. Он уже может пить из поильника или стакана, уверенно держа его двумя руками (если его этому научили). Малыш пытается есть ложкой, хотя чаще предпочитает брать еду пальцами.
- Зубы. У многих детей к этому возрасту прорезается 4 и более зубов. Однако если зубов еще нет, не стоит паниковать — часто они появляются ближе к году. Но консультация педиатра в таком случае обязательна.
- Речь и понимание. Ребенок повторяет за родителями простые слова или пытается это делать. Он понимает простые просьбы, например: «Покажи, где котик», «Дай игрушку», «Пойдем кушать». Если что-то не нравится, малыш может мотать головой, показывая «нет», или кивать, соглашаясь.

- Хитрость и манипуляции. Малыш уже умеет привлекать внимание. Например, он может начать кашлять, чтобы мама подошла. Ребенок понимает, что плач вызывает реакцию родителей, и иногда использует это.
- Настойчивость и смекалка. Если любимая игрушка стоит высоко, ребенок будет пытаться достать ее любыми способами. Родители часто удивляются его изобретательности. Обычно в этом возрасте у малыша уже есть любимая игрушка, которую он выбирает из всех остальных.
- Сюжетные игры. Игры становятся более осмысленными: малыш может посадить куклу в машинку и катать ее, поместить игрушечную акулу на корабль и т.д. Если мама покажет, как кормить куклу ложкой, ребенок попытается повторить. Важно играть с малышом, показывать ему книги с картинками, строить башни из кубиков.
- Самостоятельность и подражание. Ребенок меньше времени проводит на руках и больше играет сам. Он может доверять незнакомым людям и с радостью согласится поиграть с ними. Малыш пытается подражать старшим детям, особенно если в семье есть братья или сестры. Например, если вы знакомите его с горшком, старший ребенок может показать, как им пользоваться, и младший попытается повторить.
- Понимание назначения предметов. Ребенок начинает понимать, для чего нужны вещи: зубной щеткой чистят зубы, ложкой едят, салфеткой вытирают лицо, губкой моют посуду.
- Восприятие размеров. У малыша формируется понимание величины. Например, большая собака может его испугать, а маленькая — нет. Необычные вещи, вроде человека на ходулях, могут сильно удивить ребенка.
Фото: depositphotos