Роковой особняк и семейная трагедия: загадка смерти Александра Пороховщикова и его жены Ирины

Двойная трагедия, унесшая жизни актера Александра Пороховщикова и его супруги Ирины, стала одной из самых загадочных и обсуждаемых историй в российской прессе. За последовавшими друг за другом смертями встает целый ряд вопросов: что стало истинной причиной — безграничная любовь, роковое стечение обстоятельств или же некие мистические силы, преследовавшие род Пороховщиковых?

Аристократическое происхождение и сложное детство

Александр Пороховщиков, появившийся на свет в Москве в 1939 году, был выходцем из знатного дворянского рода. Его родословная была связана с композитором Петром Чайковским и патриархами Русской православной церкви. Прадед актера, Александр Пороховщиков, был известным фабрикантом и меценатом, владельцем легендарного ресторана «Славянский базар» и участником строительства храма Христа Спасителя. Однако судьба семьи была омрачена репрессиями: деда Александра, талантливого авиаконструктора, расстреляли в 1941 году по ложному обвинению в шпионаже.

Детство будущего актера было непростым. Когда мальчику было два года, его отец, хирург Шалва Барабадзе, покинул семью, вероятно, опасаясь последствий ареста тестя. Мать, Галина Александровна, вскоре вышла замуж за военного архитектора Михаила Дудина, который стал для Саши настоящим отцом. Некоторое время Александр носил фамилию отчима, но, повзрослев, вернул себе прославленную фамилию предков.

Трудный путь к сцене

После переезда семьи в Магнитогорск, а затем в Челябинск, юный Саша не отличался прилежанием в учебе. Он часто дрался и дружил с уличной компанией, из-за чего ему пришлось перейти в вечернюю школу. Окончив ее, он поступил в медицинский институт, но на третьем курсе бросил учебу, увлеченный миром джаза и театра.

В 1960 году семья вернулась в Москву, где Александр устроился работать в Театр имени Вахтангова. В 1962 году он поступил в Щукинское училище, а после его окончания в 1966 году был принят в Театр сатиры. Однако из-за конфликтов с руководством ему пришлось покинуть театр. Зато в кино карьера Пороховщикова стремительно развивалась. Благодаря аристократической внешности он часто играл роли фашистов, белогвардейцев и других «контрреволюционеров», создавая запоминающиеся образы. Среди его знаковых работ — роли в фильмах «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Гори, гори, моя звезда», «Капитан Немо» и «Завещание профессора Доуэля».

Любовь с первого взгляда и поздний брак

Александр Пороховщиков всегда пользовался успехом у женщин, но долгое время оставался закоренелым холостяком. Он признавался, что искал женщину, похожую на свою мать. Его встреча с Ириной Жуковой, которой на тот момент было всего 15 лет, поначалу не казалась серьезной. Девушка, происходившая из семьи военных (ее отец был племянником маршала Георгия Жукова), работала помощником костюмера в Театре имени Пушкина.

Их отношения развивались тайно, так как Ирина была несовершеннолетней. Все открылось во время гастролей в Барнауле. Девушку едва не уволили с «волчьим билетом», но за нее заступилась прима Вера Алентова. Актер Александр Збруев даже позвонил родителям Ирины, убеждая их не мешать молодым людям. Решающим моментом стал разговор, в котором Александр спросил Ирину, что она будет делать, если за ним придут. «Подносить патроны», — без колебаний ответила она. Этот ответ покорил сердце актера.

Несмотря на это, Пороховщиков долго не решался на брак. Ирина успешно окончила ГИТИС и начала карьеру театроведа. Они поженились только 13 мая 1995 года, что многие сочли дурным предзнаменованием из-за несчастливого числа и народной приметы о майских свадьбах.

Брак не был безоблачным. Ирина ревновала мужа, возможно, не без оснований, а сам Александр постоянно подчеркивал, что главная женщина в его жизни — мать. После смерти Галины Александровны в 1997 году актер пережил тяжелый стресс и даже задумывался о клонировании матери. Впоследствии вся его любовь сосредоточилась на Ирине, и их союз казался окружающим очень крепким.

В 1996 году супруги переехали в родовой особняк Пороховщиковых в Староконюшенном переулке. Дом, построенный в стиле русской избы, имел мрачную репутацию: в нем при загадочных обстоятельствах умерла молодая жена прадеда, а в подвале во время революции расстреливали людей. Ирина признавалась, что дом «забирает всех», но не могла его покинуть. Работницы видели в особняке призраков, а на балконе хранились могильные венки и фотографии усопших.

Еще одним источником переживаний для пары была невозможность завести детей, хотя Александр мечтал о наследниках. Цыганка нагадала ему, что он станет отцом очень поздно, и у него родятся трое детей.

Череда несчастий и трагический финал

В последние годы жизни Пороховщиковых преследовали беды. Супруги часто ссорились, и в январе 2012 года Ирина даже подала на развод, но затем они помирились. У Александра Шалвовича на фоне диабета развилась гангрена, потребовавшая ампутации части стопы, а затем случился инсульт. Актер попал в больницу, потерял речь и перестал узнавать близких.

Вечером 9 марта Ирина позвонила подруге, рассказав, что мужу предстоит опасная операция на мозге, и высказала мысли о нежелании жить. Несмотря на вызов полиции, помочь ей не успели. Ирина покончила с собой, оставив записку: «Жить без Саши не хочу и не буду». За несколько дней до трагедии она писала в социальной сети о том, что жизнью управляет рок, а любовь и вера важнее самой жизни.

Мистика, проклятия или судьба?

Многие в роду Пороховщиковых обладали, по слухам, магическими способностями. Сам Александр однажды в гневе проклял друга, после чего с тем произошла череда страшных несчастий. Ходили слухи и о внешнем проклятии: на машину журналистки, ночевавшей напротив особняка, положили записку с угрозами в адрес Пороховщиковых. После этого семью будто бы начали преследовать неудачи.

Астрологи также нашли свое объяснение трагедии. По мнению специалистов, 73-й год жизни, который наступил для Пороховщикова в марте 2011 года, считается крайне неблагоприятным. Именно в этот период с актером и произошли основные драматические события.

Александр Пороховщиков скончался 15 апреля 2012 года, на Пасху, так и не узнав о смерти жены. В христианской традиции смерть в этот день считается знаком Божьей милости. Трагическая история этой семьи осталась загадкой, в которой переплелись великая любовь, семейные тайны, мистические совпадения и неумолимый рок.

Ирина ШЛИОНСКАЯ

Тайны ХХ века №21 (май 2012)