Введение в герметическую мудрость
Многие знакомы с легендарной «Изумрудной Скрижалью Гермеса Трисмегиста», однако гораздо меньше людей знают о более глубоком учении герметизма, изложенном в «Кибалионе». Это учение, менее известное широкой публике, базируется на семи фундаментальных принципах, которые формируют его ядро: принцип ментализма, аналогии, вибрации, полярности, ритма, причинности и двойственности (или пола). Понимание этих принципов без знания их исторических и философских корней часто бывает поверхностным и неполным.
Чтобы по-настоящему проникнуть в суть герметизма, необходимо начать с его истоков. Данный материал, посвященный египетскому герметизму, будет представлен в виде цикла из трех частей, каждая из которых раскрывает определенный пласт знаний.
Структура цикла статей
- Часть первая посвящена основным положениям древнеегипетской религии, которая стала духовной почвой для герметических идей.
- Часть вторая подробно разберет семь основных принципов герметизма, изложенных в «Кибалионе».
- Часть третья будет посвящена современной интерпретации этих принципов и их практическому применению в нашей жизни.
Часть 1: Религиозные основы Древнего Египта
Герметизм, приписываемый легендарному Гермесу Трисмегисту, глубоко укоренен в мировоззрении Древнего Египта. Ключевые положения этой религии, которые легли в основу эзотерических учений, можно свести к следующим шести пунктам:
- Вера в бессмертие души. Египтяне были убеждены, что сущность человека переживает физическую смерть.
- Вера в воскрешение духовного тела (Саху), которое становится вечным вместилищем для души в загробном мире.
- Вера в продолжение существования «двойника» (Ка), души сердца (Ба) и тени (Кхаибит). Эти сущности составляли сложную структуру человека.
- Вера в силу подношений. Считалось, что ритуальные дары и жертвы, принесенные живыми, реально поддерживают существование усопшего в ином мире.
- Вера в магию слова. Имена, заклинания и священные формулы обладали, по мнению египтян, реальной силой и способностью влиять на мироздание.
- Вера в посмертный Суд. Справедливое воздаяние было неотвратимо: праведники обретали вечное блаженство, а грешники подвергались полному уничтожению.
Духовное vs. Материальное: суть молитвы
Различие между бренным физическим телом и вечным духовным телом ярко выражено в древней молитве: «Да увидит моя душа свое материальное тело, и да успокоится она в теле духовном, и пусть ее тело никогда не погибнет и не обратится в прах». Эта молитва отражает стремление к сохранению духовной целостности после смерти.
Чтобы понять, как египтяне представляли себе человека и его путь после смерти, необходимо разобраться в сложной системе его составных частей. Рассмотрим девять ключевых компонентов человеческого существа с физической, ментальной и духовной точек зрения.
Девять составляющих человека в египетской традиции
1. Кхат (Khat) — Физическое тело
Это видимое, материальное тело, подверженное болезням, старению и разложению после смерти. Для его сохранения на пути в загробный мир применялся сложный ритуал мумификации.
2. Ка (Ka) — Жизненная сила, двойник
Ка можно описать как энергетический двойник или индивидуальную жизненную силу человека. Она обладала его внешностью и характером. Хотя Ка обычно пребывала в гробнице рядом с мумией, она могла свободно покидать ее. Считалось, что Ка нуждается в пище и питье, поэтому родственники усопшего должны были регулярно приносить подношения в гробницу, чтобы двойник не голодал и не был вынужден скитаться в поисках пропитания.
3. Ба (Ba) — Душа-личность
Ба представляла собой подвижную душу, часто изображаемую в виде птицы с человеческой головой. Она могла свободно перемещаться между миром живых и миром мертвых, навещая свое физическое тело и места, дорогие человеку при жизни.
4. Аб (Ab) — Сердце как центр совести
Обратите внимание: От чего зависит счастье человека?.
Сердце (Аб) считалось не просто физическим органом, а вместилищем разума, эмоций, совести и морального ядра человека. Во время посмертного Суда именно сердце взвешивали на весах против пера богини истины Маат. Поэтому сохранению сердца придавалось огромное значение — оно олицетворяло всю прожитую жизнь, все добрые и дурные поступки.
5. Кхаибит (Khaibit) — Тень
Тень считалась неотъемлемой частью человека, тесно связанной с душой Ба. Как и Ка, она могла существовать отдельно от тела и также нуждалась в подношениях. В некоторых африканских традициях, родственных египетским, тень даже рассматривается как одна из душ человека.
6. Кху (Khu) — Бессмертный дух
Кху — это высшая, божественная искра в человеке, его бессмертный дух. В отличие от других составляющих, Кху не мог быть уничтожен. Он обитал в духовном теле (Саху) и после достойно прожитой жизни воссоединялся с божественным источником.
7. Секхем (Sekhem) — Сила, жизненная энергия
Секхем можно рассматривать как воплощение жизненной силы и воли человека. После смерти эта энергия, как считалось, обитала в райских полях среди других духов (Кху).
8. Рен (Ren) — Имя
Для египтян имя было не просто набором звуков, а сущностной частью личности. Уничтожение имени означало полное забвение и прекращение существования в загробном мире. Поэтому имена тщательно сохранялись на стелах и в гробницах, а во время ритуалов подношений их обязательно произносили вслух, чтобы поддержать жизнь усопшего.
9. Саху (Sahu) — Духовное тело
Саху — это идеальное, преображенное тело, которое развивалось из физического тела (Кхат) благодаря магическим ритуалам и молитвам. В нем все ментальные и духовные качества человека достигали своего высшего выражения. Именно в этом теле человек мог войти в блаженные «Елисейские Поля» (Иалу) — египетский рай.
Путь к обожествлению
Цель загробного путешествия
Конечной целью было достижение божественных «Полей Камыша» (Иалу), где праведники, благословленные богами, вели счастливую жизнь. Путь туда был сложен и полон испытаний.
Ключевым моментом после прохождения Суда было возвращение сердца (Аб) владельцу. В одном из текстов умерший обращается к своему сердцу: «Ты есть мой Ка, живущий во мне, связывающий и придающий силы моим членам». Это подчеркивает глубокую связь между сердцем и жизненной силой (Ка).
Ритуал трансформации
Далее следовал процесс обожествления, во время которого каждая часть физического тела (от головы до пят) магически преобразовывалась в соответствующую часть тела бога. После завершения этого процесса усопший провозглашал: «Нет ни одной части моего тела, которая не была бы частью тела бога». Это символизировало полное слияние с божественным началом.
Воссоединение и вечная жизнь
Финальным актом было воссоединение души Ба с телом, что делало его не подверженным тлению. Считалось, что Ба соединялась с материальным телом (Кхат), а бессмертный дух (Кху) — с духовным телом (Саху). Об этом говорится в молитве: «Молю тебя, открой дорогу для Ба, для Кху и для Кхаибит (тени)».
Таким образом, видна четкая цель: превращение в просветленного духа (Кху), с которым воссоединяются душа и тень, для вечной жизни в божественном мире.
Связь с герметизмом
Именно этот богатый религиозный и философский контекст Древнего Египта, с его учением о многомерной природе человека и пути к обожествлению, стал фундаментом для принципов, изложенных в «Изумрудной Скрижали» и «Кибалионе». Понимание этих древних основ необходимо для глубокого постижения герметической мудрости.
.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Секреты египетского герметизма (часть №1)..