Семен Летопроводец


        Семен Летопроводец          Подходит к концу церковный календарный год. миновало еще одно лето... На протяжении многих лет 14 сентября (1 сентября по старому стилю) Русь Православная вместе с Церковью отдает дань памяти святого Симеона Столпника. В народе этот день назывался Семеновым, или Семиным днем, осенинами, проводами лета. А самого святого именовали Летопроводцем. провожающим лето природы и лето как временной отрезок длиною в год. Этот период-рубеж был наполнен своими традициями и обычаями.

СЕМЕН СТОЛПНИК

Святой преподобный Симеон (390-459 гг.) прославился своим подвигом во имя Господне - столпничеством. Покинув суету мира, он уединился в собственноручно построенной высокой каменной башне. Такие сооружения называли столпами. Долгое время, не выходя из башни, ограничивая себя во всем, даже в отдыхе, святой неустанно молился Господу, принимал многочисленных страждущих, помогая им советом и исцелением. На Руси, обращаясь с просьбами к святому, именовали его Семеном Столпником, а в быту - Семеном Летопроводцем.

НОВОЛЕТИЕ

В древние времена славяне связывали начало календарного года с наступлением весны: первыми теплыми днями, согревающими лучами солнца, прилетом перелетных птиц, началом работ в поле. Летоисчисление велось от 1 марта.

В середине XIV века, по примеру Византии, начало церковного и гражданского нового года на Руси было перенесено на 1 сентября (по старому стилю). Так продолжалось вплоть до 1700-го. когда по указу Петра I официальное но-волетие стали отмечать как в Европе - 1 января. Но Русская православная церковь и в наши дни продолжает считать 14 сентября (по новому стилю) началом церковного года - индикта.

В старину сентябрьское новолетие в городах справляли торжественно. Ровно в полночь, извещая население о наступлении нового года, на Семенов день начинали звонить колокола, а в больших городах палили пушки. По старинным поверьям, эти громкие звуки отгоняли разгулявшуюся на границе времен нечистую силу.

В деревнях же новый год встречали в доме самого старшего в роду, а утром отправлялись в храм на праздничное богослужение. В народном сознании 14 сентября больше связывалось с памятью святого Семена Столпника и церковным новолетием. чем с гражданским новым годом, который по старинке долгое время продолжали встречать в марте.

После праздничной службы отправлялись в поле завершать последние работы, по окончании которых устраивались веселые братчины. Говорили: «В Семен-день до обеда паши, а после обеда руками маши». Всей деревней готовили еду, непременно варили пиво.

К новому году, как правило, заканчивались не только работы в поле, но и хозяйственные и торговые сделки, судебные тяжбы. На Семенов день торжественно устраивал свой личный суд государь.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Любой переходный период, как в природе, так и в жизни человека, связан с обновлениями. Семин день представлял для крестьян рубеж года, гра ницу времен года: лета-осени, период завершения сбора урожая и начала пожинания плодов.

Чтобы оставить в прошлом все плохое: болезни, несчастья, бытовые проблемы и неурядицы, деревенские жители обновляли основу домашнего очага - огонь. Накануне вечером гасили по дому все огни, переставали топить печь. Поутру самый уважаемый в семье мужчина - как правило, старик - добывал трением двух дощечек новый «живой огонь». Затем младшая в избе девушка, дочь или невестка, раздувала едва теплящийся огонек, зажигала от него свечу, а потом растапливала печь. Участники обряда олицетворяли собой связь времен и поколений: старики - память и опыт прошлого; «молодухи», продолжательницы жизни, - силу и энергию будущего.

В некоторых местностях новый, заговоренный на благополучие и здоровье огонь приносил в семью деревенский знахарь.

Еще одним обычаем, соблюдаемым в Семин день, было «сажание на коня» и «постриг» мальчиков, выходящих из младенческого возраста. Мать или крестный отец состригали с головы четырехлетнего сына прядь теменных волос и прятали в ладанке. Затем отец в первый раз сажал мальчика на коня, позволяя немного проехаться самому или с помощью крестного. После чего был праздничный обед, непременными гостями которого были крестные ребенка. Кумовья разламывали над мальчиком хлеб с добрыми пожеланиями и одаривали крестника подарками. Так календарный и природный рубеж совпадал с переходным периодом жизни ребенка, его первым приобщением к взрослой жизни. Участие же крестных в обряде еще раз подчеркивало их важную роль в жизни крестника.

К Семену Летопроводцу в деревнях приурочивали новоселья. Говорили: «Семин день на новоселье - будут в новом доме счастье и веселье». В новый дом переходили, прихватив в горшке с углями домового; для определения места супружеского ложа, а после - детской кроватки, запускали первой кошку; оставляли на ночь петуха, чтобы тот утренним кукареканьем разогнал нечистую силу, дабы она не досаждала хозяевам.

Крестьяне верили, что поутру Семенова дня выходит из реки рыба угорь. Уходил он по покрытым утренней росой лугам за три версты, смывая с себя болезни. Если кто из людей, пока не высохнет роса, ступит на то место, где прошелся угорь, то возьмет на себя все его хвори. Поэтому суеверные деревенские жители поутру Семина дня никогда не выходили на реку. В некоторых местностях полагали, что свои болезни в сентябрьское новолетие смывает с себя не рыба угорь, а похожая на нее змея - уж.

По поверьям, мерил на Семин день черт воробьев своей меркой - «четвериками»: сколько себе взять, сколько отпустить. Для этого все воробьи слетались к нечистому, и их нельзя было увидеть. Полагали, что такая кара постигла этих птиц за то. что, согласно легенде, они своим чириканьем выдали Христа и подавали гвозди во время Его распятия.

БАБЬЕ ЛЕТО

Как в старину, так и в наше время уходящее лето пытается обмануть приближающуюся осень. По народным наблюдениям, на Семена Летопроводца возвращалась по-летнему теплая, а иной раз жаркая погода. Но потепление бывало недолгим: от одной до двух недель. Это последнее теплое времечко в народе называли бабьим летом. Во времена язычества это был период чествования Макоши - женского божества, покровительницы женщин и женских занятий.

Для женщин начинались более легкие по сравнению со страдой работы. На открытом воздухе хозяйки трепали пеньку, мочили и стлали лен. Девушки примечали: если нить ложится ровно - муж будет покладистым, если неровно - негожим. Вновь задумывались они о женихах, а матери - о невестах для сыновей. Ведь предстояла свадебная пора!

С Семенова дня начинались засид-ки, или супрядки. - вечерние работы при огне. Девушки собирались в заранее сговоренной избе и под песни, сказки и загадки принимались за рукоделие. Сюда же приходили и старшие женщины - выбирать невест для сыновей: которая из девиц более ловкая и сноровистая, голосистая, умная да смекалистая. Иногда на засидки приходили парни, пообщаться с девушками, посмотреть на них в работе.

Но не только за работой приглядывали молодцы себе невест. Ходили они тайком подглядывать за похоронами мух, блох и тараканов - еще одним обычаем Семенова дня. Идет он с языческих времен и связан с почитанием Белбога - повелителя всех насекомых.

Девушки собирали мух, блох, тараканов, муравьев и прочих вредителей и устраивали для них шуточные похороны. Под песни и изображаемый плач хоронили насекомых в маленьких гробиках из капустной кочерыжки, брюквы, свеклы или моркови. Верили. что после этого они исчезнут на год. В избах махали полотенцем, выгоняя насекомых. Некоторые считали, что гнать их лучше своими штанами.

С началом бабьего лета молодежь начинала водить хороводы и играть в игры на воздухе, пока позволяла погода. Во время гуляний навещали дома зажиточных крестьян, где специально для водящих хороводы выставлялись пиво и пироги. Так справляли осенины - встречали, впуская на порог, осень.

Елена АРТЕМОВА


Тайны ХХ века №36 (сентябрь 2012)