Советские праздники и традиции в Архангельской области: от народных съезжих гуляний к новым календарным обрядам

До конца 1950-х годов в деревнях Мезенского, Пинежского и Лешуконского районов Архангельской области местные жители органично вплетали государственные советские праздники в ткань традиционных сельских гуляний. Такие события, как Новый год, 8 Марта или 23 февраля, становились поводом для проведения съезжих праздников, когда жители окрестных деревень собирались в определенном селе. Например, 1 января гости съезжались в Лобане, 23 февраля — в Вирюге и Бычье, а 8 марта — в Езевце. Эти праздники имели настолько глубокие корни и важное социальное значение, что их проведение не отменялось даже в дни общенационального траура, как это случилось со смертью И.В. Сталина в марте 1953 года. Жители деревни Езевец, несмотря на печальное известие, решили провести запланированный праздник, поскольку гости были уже приглашены, а традиционные напитки приготовлены. Для участия в гуляниях колхозники заранее обеспечивали животных на фермах кормом и водой на несколько дней. Многие старожилы связывают постепенное исчезновение этих самобытных праздников с периодом правления Н.С. Хрущева и активным внедрением новых советских праздничных традиций.

Рождение новых советских праздников

К началу 1960-х годов в повседневную жизнь советских людей вошло множество новых праздников и обрядов, ранее не существовавших. Этот процесс сопровождался ростом интереса к народным традициям, что привело к целенаправленному созданию и внедрению новых обычаев. В их основу легли как элементы народной праздничной культуры, так и специально разработанные сценарии силами профессиональных творческих коллективов. Наряду с общенациональными, этнически окрашенными формами празднования, сохранялись и развивались местные, региональные традиции. В Архангельской области массовые районные и областные праздники нового типа получили широкое распространение к концу 1960-х годов.

Сезонные праздники как замена традиционному календарю

Исследователи культурологи выделяют среди праздников, возникших в советскую эпоху, такие сезонные мероприятия, как Праздник русской зимы, Проводы зимы и Праздник русской березки. По своей сути они представляли собой новые календарные обряды. Их создатели стремились соединить в этих праздниках трудовую составляющую, связанную с сезонными сельскохозяйственными работами, с функциями отдыха и социального общения. Таким образом, введение новых праздников можно рассматривать как попытку компенсировать утрату старого, дореволюционного праздничного календаря, предложив ему современную, идеологически выверенную альтернативу.

Хотя новые праздники не имели жесткого, унифицированного сценария, можно выделить их общую структуру и направленность. Как правило, они состояли из нескольких взаимосвязанных частей, включавших обрядовые, игровые и бытовые элементы, что создавало целостное и насыщенное событие.

Проводы зимы — народный фаворит

Наибольшей популярностью среди жителей Архангельской области, от районных центров до небольших деревень, пользовался праздник Проводов зимы, иногда называемый Проводами русской зимы. Его программа традиционно делилась на три части: красочное карнавальное шествие по улицам населенного пункта, театрализованное представление «Проводы русской зимы» и массовое гуляние с конкурсами, народными играми, хороводами и концертами художественной самодеятельности.

Центром праздника становилась украшенная центральная площадь, стадион или парк. Здесь устанавливали сцену, строили ледяные горки и оформляли в народном стиле «торговые ряды». Торговля блинами, свежей выпечкой и горячим чаем была обязательным атрибутом праздника, а продавцы часто облачались в стилизованные народные костюмы, что усиливало атмосферу.

Сценарий и символика праздника

Театрализованное представление с участием фольклорных коллективов и массовые гуляния обычно начинались в утренние часы (с 11–12) и завершались дневным концертом. Ключевыми персонажами действа были Зима, Весна, Дед Мороз и Снегурочка, а также сказочные герои, скоморохи и коробейники. В зависимости от местного сценария, ритуал передачи власти от зимы к весне мог иметь разные формы: в поселке Шалакуша и селе Веркола Зима вручала Весне символический ключ, а в поселках Ново-Лавела и Сосновка — хлеб-соль. В поселке Кривые Озера торжественно поднимали флаг Весны, а в селе Красноборске «команда Весны» побеждала «команду Зимы» в веселых спортивных состязаниях.

Трудовая и идеологическая составляющая

Праздник Проводов зимы не ограничивался лишь развлекательной программой. Он выполнял и важные производственно-идеологические функции. В его рамках подводились итоги зимнего содержания скота и оценивалась готовность хозяйств к весенним полевым работам. С отчетными докладами выступали руководители совхозов, колхозов и сельсоветов, а также передовики производства и бригадиры, как это было, например, в селе Верхняя Тойма, поселке Зеленый Городок или селе Веркола. Лучших работников награждали почетными грамотами за успехи в социалистическом соревновании. Иногда эта официальная часть органично вплеталась в театрализованное представление, как демонстрирует пример села Моша Няндомского района, где награждение проходило в ходе спектакля «Зима».