Формирование советской праздничной культуры: от революционных торжеств до Нового года

К концу 1930-х годов в СССР окончательно сформировалась особая советская праздничная культура, обретшая свои уникальные обрядовые формы. Её фундаментом стали новые праздники, учреждённые в эпоху строительства социализма. Главными среди них были годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, Первомай (День международной солидарности трудящихся), Международный женский день 8 Марта, День Советской армии и Флота 23 февраля, а также Дни Военно-морского и Воздушного флота. Эти даты легли в основу традиций, которые развивались на протяжении десятилетий.

Расцвет праздничных традиций в предвоенные годы

Параллельно с государственными праздниками зародилась традиция проведения масштабных тематических мероприятий, таких как декады национального искусства, фестивали культуры и олимпиады народного творчества. Партийные и советские органы на местах обязаны были организовывать эти события как яркие, радостные и запоминающиеся народные торжества. За годы первых пятилеток выросло целое поколение, которое было воспитано уже в новом обществе и полностью приняло эту свежую, советскую праздничную культуру.

Война и трансформация праздников

Великая Отечественная война на время замедлила развитие праздничных традиций. Деятельность учреждений культуры в те суровые годы проходила под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!». Главные праздники — Первомай и годовщину Октября — по-прежнему отмечали, но без пышных торжеств. Именно в военное время появился новый, мощный праздничный элемент — победные салюты. А весна 1945 года подарила стране совершенно новый, выстраданный праздник — День Победы, который впоследствии стал не только общенародным государственным торжеством, но и глубоко личным, семейным праздником, всегда включавшим в себя ритуал поминовения павших.

Новый год — народный любимец

Со временем наиболее любимым и всенародным праздником для жителей как городов, так и сёл стал Новый год. Интересно, что в его празднование органично вплелись многие элементы дореволюционных рождественских и святочных обрядов: нарядные ёлки, маскарадные костюмы, традиция дарить подарки детям. Например, в Архангельске знаменитых праздничных пряников — козуль — стали печь к 1 января.

В сельской местности Архангельского Севера на Новый год перенесли традиционное святочное ряжение. При этом alongside традиционных масок (черта, деда, медведя, козла) появилось множество новых персонажей: герои сказок и литературы (кот в сапогах, лиса, заяц), экзотические животные (тигр, морж), клоуны. Изображение этих новых героев создавалось с помощью проверенных народных средств: специальных костюмов, масок, грима и игрового перевоплощения. «Сейчас ряженье на Новый год — маски. Если лиса, то маска, платье атласное, хвост длинный на проволоке и ходит она кругом; черт — в черных рейтузах, на голове эластичный чулок черный с дырками для глаз и рта, хвостик короткий, идешь уже потихоньку, валовито, извиваешься; зайка — в брюках и рубашке из простыни, прыгаешь, пляшешь; тигр — все полосатое было; клоун — жабо, шляпа, костюм с широкими штанами из разноцветной ткани; медведь — полушубок вывернутый да унты. Все просят: “Мишенька, попляши!” Так пляшешь, что не можешь воздуха нахватать после пляски».

Укоренение в быту и новое содержание

Со временем празднование ключевых советских дат — 1 Мая, 7 Ноября, 23 февраля, 8 Марта — прочно укоренилось не только в общественной, но и в семейной жизни людей по всей стране. Эти праздники постепенно утратили свой первоначальный, чисто пропагандистский характер и наполнились живым, бытовым содержанием, став поводом для встреч с друзьями и родными. «8 Марта, 23 февраля собирались, кто с кем дружит. Концерты в клубе, весело было, народу много, даже в коридоре стояли, двери открыты. Все праздники в деревне весело проходили, концерты устраивали, танцы. Обязательно вначале — торжественная часть, концерт обязательно, а потом уже танцы».