Советские праздники

Преобразование и переустройство общественного быта началось с первых дней советской власти, хотя для первого послеоктябрьского десятилетия было характерно сосуществование старых (церковных и народных) и новых революционных праздников, так называемых дней «красного календаря», который начал складываться с 1918 г. Значимыми вехами в этом процессе стали декреты СНК о новом календаре и отделении Церкви от государства. В соответствии с ними были установлены новые государственные праздники Советской Российской республики, «посвященные воспоминаниям об исторических и общественных событиях»: 22 января — день 9 января 1905 г., 12 марта — день низвержения самодержавия, 18 марта — день Парижской коммуны, 1 Мая — день Интернационала и 7 ноября — день пролетарской революции, а также 1 января — Новый год. 2 января 1919 г. постановлением пленарного заседания Совета профессиональных союзов были объявлены нерабочими (но не праздничными) и дни пяти наиболее почитаемых праздников православной церкви: 6 января (все даты даются по старому стилю) — Крещение, 25 марта — Благовещение, 15 августа — Успение, 25 и 26 декабря — Рождество, а также пятница и суббота Страстной, понедельник и вторник Пасхальной недель”.

К середине 1920-х гг. было декретировано 9 революционных праздников и особых дней отдыха: 1 января — Новый год, 21 января — день траура (смерти В.И. Ленина), 22 января — день памяти революции 9 января 1905 г., 12 марта — день низвержения самодержавия, 18 марта — день Парижской коммуны, 1 мая — день Интернационала, 7 ноября — день пролетарской революции, 6 июля — день Конституции СССР, 8 марта — Международный день работниц. Количество революционных праздников постепенно увеличивалось, и к десятой годовщине Октября их число достигло 13. Иногда празднование памятных дат совмещали. Так, 5 июля 1925 г. происходило празднование Международного дня кооперации и третьей годовщины Конституции СССР.

Смысл праздников «красного календаря» определил сам В.И. Ленин. Он видел в создаваемой социалистической революцией праздничной культуре эффективнейшее средство этой же революции. В.И. Ленина интересовали прежде всего массовые революционные праздники, предпосылкой и основанием для которых стала маевка — дореволюционный пролетарский праздник. «Митингование — это и есть настоящий демократизм трудящихся... их пробуждение к новой жизни», — считал вождь55. В раннем советском массовом празднике центральное место помимо митинга занимали шествие, демонстрация, движущаяся под маршевую музыку духовых оркестров. В столицах и областных городах в создании и оформлении подобных праздников участвовали в основном профессиональные художники, а затем и театральные деятели, творческими мастерскими которых становились целые города.