Молодёжное озорство: от безобидных шалостей до серьёзных проказ
В советский период традиционное зимнее «кудесничество» стало популярным не только среди юношей, но и среди девушек. Формы этого обрядового озорства в основном сохранились: заваливали печные трубы перьями, подпирали ворота и двери, заливали водой щели, чтобы те примерзали, разбрасывали аккуратно сложенные поленницы дров. Часто целью таких проделок становились провинившиеся друзья или соседи. Например, могли заблокировать дверь навозом и полить водой в мороз, так что утром человек не мог выйти из дома и даже попасть в школу — приходилось буквально вырезать часть ворот. Юноши иногда заходили дальше, устраивая более масштабные выходы, требовавшие немалой силы, — например, затаскивали сани на столб или полностью обливали крыльцо водой, делая вход невозможным. За такие хулиганства взрослые могли серьёзно отругать и даже пригрозить милицией.
Крещение: сохранение традиций в новых условиях
Праздник Крещения (19 января) оставался важным событием для жителей Архангельского Севера. В Мезенском районе во многих деревнях он отмечался как съезжий праздник. Иногда, с разрешения властей, уцелевшие религиозные общины организовывали крестные ходы к реке для освящения воды (так называемая Иордань). Такое практиковалось, например, в начале 1930-х годов в деревнях Коношского района. В прорубь окунались те, кто ранее участвовал в ряженье, а освящённую воду несли домой, чтобы окропить жилище и скот. После разрушения многих церквей люди продолжали набирать воду из местных источников, ручьёв и колодцев, которые традиционно почитались как святые. Среди них были Николин ручей под Сурой, Варлаамиевский колодец в Шенкурском районе, целебный ключ Божьей Матери на Туровце, а также родники у Антониево-Сийского и Кенского монастырей.
Масленица и встреча лета: народные гуляния и обряды
На Масленичной неделе любимым детским развлечением оставалось катание с ледяных гор. Взрослые же в это время пекли традиционные угощения: шаньги, сочни и, конечно, блины. Ещё одним важным праздником, хотя и в более упрощённой форме по сравнению с центральными регионами России, была встреча лета, которая совпадала с Первомаем. Эта традиция сохранялась в пинежских, холмогорских и мезенских деревнях. Костры жгли всегда в одних и тех же, специально отведённых местах, обычно за околицей. Подготовка к празднику начиналась заранее: молодёжь собирала материал для костра, иногда даже объезжала дома на тракторе, собирая старый хлам, мешки, веники. В некоторых деревнях, например в Малом Кротово, практиковались специальные обходы дворов для сбора ненужных вещей. Разведение общего костра было делом чести для всей деревни.
Соревнование костров и народные приметы
Соседние деревни или даже отдельные концы одного села часто соревновались, у кого костер будет выше, ярче и виден дальше. Люди верили, что пребывание у огня даёт здоровье на весь год, поэтому к кострам приходили даже пожилые, несмотря на недуги. Существовала и важная примета: чем ярче и больше пламя, тем жарче будет лето и богаче урожай. «Костер большой, жаркий! У-у, како лето жарко будет! Тако лето и было», — вспоминали сельчане. Таким образом, даже в советское время народные традиции и обряды, связанные с календарными праздниками, продолжали жить, адаптируясь к новым условиям.