Традиционные праздники Архангельского Севера в советскую эпоху: сохранение обрядов и народной памяти

Несмотря на смену государственного строя и официальную политику атеизма, старожилы Архангельского Севера — как в городах, так и в деревнях — продолжали жить по ритмам старого церковного календаря. Они бережно хранили память о важных датах, постах и праздниках, передавая традиции следующим поколениям.

Весенние праздники и обряды

Одним из первых весенних праздников был день Сорока святых (22 марта). В этот день в разных уголках региона готовили особую выпечку: в Мезенье и на Пинежье пекли сочни — своеобразные шаньги со сладкой начинкой, а в Каргополье — тетерки, обрядовое печенье в форме круга или восьмёрки. С этим днём была связана и важная народная примета: утренний мороз сулил сорок последующих заморозков, что могло погубить урожай и даже привести к многолетнему недороду, или «лихолетью».

Вербное воскресенье знаменовалось заготовкой веток вербы, но особенно ярко в памяти людей сохранились обряды Страстного (или «Страшного») четверга. Этот день был посвящён очищению и благополучию: с утра пересчитывали деньги и перебирали вещи, чтобы они водились весь год, тщательно убирались в домах и помогали мыть избы соседям. Также было принято заготавливать на целый год «четверговую» соль и ветки можжевельника, которым приписывали особую, охранительную силу.

Главный праздник — Пасха

Пасха оставалась центральным и самым почитаемым праздником. К ней, как и века назад, готовились заранее: красили яйца, готовили пасху (творожное блюдо), стараясь успеть сделать это в Чистый четверг. Празднование включало в себя христосование, игры с яйцами и обязательное катание на качелях. Для детей на поветях (хозяйственных постройках) вешали специальные качели-«качули». Как вспоминала одна из жительниц Мезенского района, праздник всегда отмечали открыто, с традиционными играми и угощениями, несмотря на все изменения в обществе.

Егорьев день — праздник скота и природы

Среди весенних праздников особое место занимал Егорьев день (6 мая), который сохранял свою яркую животноводческую направленность. С ним были связаны важнейшие обряды первого выгона скота на пастбище, который следовало проводить именно в этот день, чтобы избежать несчастий. Скот освящали, умывали отваром «богородской травки» и угощали специально испечёнными пирогами. В народном календаре эта дата служила и природным ориентиром: считалось, что если к Егорию начинался ледоход («Егорий — с водой»), то к Николе Вешнему (22 мая) луга уже покроются травой («Никола — с травой»).

Троица: от дома к кладбищу

Троица, или Зелёные святки, также отмечалась, но за годы советской власти её обрядность претерпела изменения. По-прежнему в дом приносили и ставили в красный угол ветку берёзы, которая стояла до Петрова дня. Однако главным троицким обычаем стало посещение кладбищ. В Устьянском, Мезенском, Пинежском и других районах в этот день люди шли помянуть усопших родственников, украшая их могилы свежими берёзовыми ветками. Так древний праздник жизни и расцвета природы приобрёл дополнительное значение как день памяти и связи поколений.