Несмотря на десятилетия советской власти, сопровождавшиеся гонениями на религию, закрытием церквей и активным продвижением атеистических взглядов, старые народные и православные праздники не исчезли. Даже в 1930-е годы, когда значительная часть северных крестьян уже вступила в колхозы, календарные и религиозные торжества продолжали отмечать, часто коллективно, всем селом. Например, в Несвойском сельсовете Кубиноозерского района Иванов день праздновали в 9 из 11 колхозов, а молодежь местами даже посещала церковь. В Коношском районе в 1932 году в Заговенье колхозники не выходили на работу, предпочитая народные гуляния с песнями и традиционными играми вроде катания яиц. Даже в разгар страды, как это было в 1938 году в колхозе «Красный лесохимик», крестьяне могли три дня не работать, отмечая престольный Спасов день. Подобное происходило и в другие ключевые даты церковного календаря — на Рождество, Крещение и в Нжалин день.
Послевоенное возрождение традиций
К концу 1950-х годов народный календарь по-прежнему сохранялся в почти полном объеме. Многие жители деревень отмечали, что именно после Великой Отечественной войны, когда с фронта вернулось много людей, праздники стали отмечать с особым размахом и весельем, следуя местным обычаям. Возвращение земляков вдохнуло новую жизнь в старинные обряды, сделав их важной частью послевоенного быта и социального единения.
Обычай христославления в новых условиях
Традиция хождения по домам с рождественскими славлениями (христославления), которая почти угасла перед войной, в послевоенные годы вновь возродилась. Группы славельщиков, часто состоявшие из родственников или соседей, обходили не только жилые дома, но могли зайти и на рабочие места к знакомым, адаптируя старый обычай к новому распорядку дня — приходили преимущественно вечером. Во время обходов исполнялись традиционные песни-славления, в которых просили угощения и мелких денег «на божью славу». Полученные угощения, например, шаньги, потом совместно съедались во время общих посиделок.
Ряжение: сохранение образов и характеров
Яркой и живучей традицией оставалось святочное ряжение. Участники переодевались в традиционных персонажей: черта, медведя, цыган, попов, изображали свадебный поезд. Для создания образа использовали подручные средства: выворачивали шубы, надевали старинные сарафаны, закрывали лица марлей. Важно было не просто надеть костюм, но и передать характер и повадки своего героя: медведь ходил на четвереньках, поп был важен и «кадил», цыганки бегали с распущенными волосами и жалобно просили милостыню, используя даже заученные «цыганские» словечки.
Святочные гадания: от девичьих надежд до мистических предсказаний
Любимое девичье развлечение — святочные гадания — также не было забыто. Девушки собирались по вечерам и использовали различные методы: ворожили с кольцом и блюдцем с водой, зазывая суженого, гадали по пеплу от сожженной бумаги, толковали сны. Хотя некоторые старинные способы (как подслушивание под окнами) стали редки, другие, считавшиеся наиболее верными, практиковались активно. Особой силой наделялись гадания в бане со свечами или с петухом. Например, гадание с петухом и зерном, где птица своим выбором предсказывала, какая из девушек первой выйдет замуж, воспринималось как очень точное и даже роковое предзнаменование для будущей судьбы.