Танцевальные школы Узбекистана: Фергана, Бухара и Хорезм

Хореографическое искусство Узбекистана представлено тремя самобытными школами, каждая из которых обладает уникальным стилем и характером. Это ферганская, бухарская и хорезмская танцевальные традиции, существенно отличающиеся друг от друга.

Лирика Ферганской школы

Ферганские женские танцы отличаются особой лиричностью и мягким пластическим рисунком. Их исполнение характеризуется округлыми позами, плавными и широкими движениями кистей рук, а также игривыми, кокетливыми поворотами головы с выразительным взглядом. Движения корпуса и изгибы рук, которые словно ласкают тело и лицо, едва уловимые движения бровей — всё это передаёт настроение самолюбования и радости, будто женщина танцует перед зеркалом. Названия движений рук отражают эту эстетику: «прекрасные брови», «приглаживание волос», «стройная талия», «смотреться в зеркало», «мечта», «солнце» и другие.

Темперамент Бухарских танцев

Бухарская танцевальная школа, одна из древнейших, известна своими эротичными движениями, исторически рассчитанными на услаждение взора мужчин. Её пластика насыщена глубокими перегибами корпуса и разнообразными вращениями. Движения, начиная от кончиков пальцев и кистей до предплечий, вместе с корпусом струятся плавно и змееобразно. В целом бухарские танцы более темпераментны, стремительны и технически сложны по сравнению с ферганскими.

Многогранность Хорезмской традиции

Хорезмские танцы, уходящие корнями в глубокую древность, поражают своим разнообразием. Это может быть быстрый и темпераментный танец или, напротив, спокойный и лирический. Для него характерны подскоки, резкие приседания, вздергивания плеч и кистей рук. Хорезмская школа включает в себя танцы, подражающие повадкам животных и птиц, а также уникальные представления на ходулях, на канате и воинственные танцы. Эта многогранность делает хорезмский танец особенно богатым и разнообразным.

Именно хорезмские танцы считаются наиболее сложными для изучения и исполнения. Поэтому специалисты часто рекомендуют начинать знакомство с узбекским народным танцевальным искусством с ферганской школы, методика преподавания которой хорошо разработана и систематизирована.

Музыкальное сопровождение

Музыкальное оформление узбекских танцев имеет свои особенности. Главным инструментом традиционно является дойра (бубен). Узбеки также любят танцевать под песню, сопровождая её ритмичными хлопками в ладоши или щелчками пальцев. При этом кисти рук складывают особым образом — ладонями внутрь, что создаёт узнаваемую и изящную композицию.