Концепция морфогенетических полей, предложенная ученым Рупертом Шелдрейком, предлагает альтернативный взгляд на формирование и развитие живых организмов, а также на передачу знаний и поведенческих паттернов. Согласно этой теории, помимо известных науке факторов, таких как ДНК и физические законы, на структуру и поведение видов влияют особые энергетические поля.
Суть теории морфогенетических полей
Шелдрейк вводит понятие «морфогенетическое поле» (от греческих слов «морфо» — форма и «генезис» — происхождение). Он утверждает, что эти поля определяют строение и развитие не только биологических видов — от вирусов до человека — но и неживой материи, например, кристаллов. Ключевой принцип их действия — «подобное притягивает и влияет на подобное». Таким образом, поля людей слабо воздействуют на крыс, но сильно — друг на друга.
Морфорезонанс: коллективная память вида
Центральным механизмом в теории является морфорезонанс — особая настройка каждого представителя вида на своих предшественников. Это явление действует вне ограничений времени и пространства. Например, кукурузный стебель принимает характерную форму не только из-за генетического кода, но и благодаря резонансу с полями всех кукурузных стеблей, существовавших до него. Это создает своего рода коллективную память вида, куда каждый вносит свой вклад и из которой черпает информацию.
Иерархия полей и влияние на поведение
Шелдрейк описывает сложную иерархию полей: от полей, управляющих отдельными клетками и органами, до единого поля всего организма и, в конечном счете, общего поля, порождающего всё многообразие форм в мире. Более того, теория распространяется и на сферу поведения и мышления. Когда вид (например, люди или животные) осваивает новую привычку или идею, этот паттерн «встраивается» в связанное с ним морфогенетическое поле. Последующим поколениям становится проще перенимать этот образец, даже без прямого контакта с предшественниками, просто «настраиваясь» на соответствующую часть общего поля.
Экспериментальные подтверждения
Поиск доказательств привел Шелдрейка к анализу экспериментов по обучению животных. Его теория предсказывала, что если крысу в одной лаборатории научить определенному трюку, то другим крысам в мире будет освоить его проще. Подтверждение он нашел в классических опытах психолога У. Макдугалла (1920-е годы), который обучал крыс выбирать безопасный выход из лабиринта. С каждым новым поколением крысы обучались быстрее, совершая меньше ошибок, что указывало на передачу «знания» негенетическим путем.
Другой убедительный эксперимент провел психолог Арден Малберг. Он предлагал группам испытуемых осваивать два шифра: известную азбуку Морзе и новый, составленный из тех же символов. Как и предсказывала теория, первая группа легче осваивала морзянку. Однако по мере того, как новый шифр изучало всё больше людей, он становился для последующих групп проще для усвоения, чем азбука Морзе. Малберг прямо заявил, что результаты подтверждают феномен, описанный Шелдрейком.
Таким образом, теория морфогенетических полей предлагает смелую гипотезу о существовании невидимых информационно-энергетических структур, которые формируют физическую реальность и опосредуют коллективный опыт видов, открывая новые горизонты для понимания эволюции, обучения и взаимосвязи всего живого.