Голографическая модель мозга: как разум кодируется в материи

Современные научные изыскания в сфере мышления и взаимосвязи мозга с разумом совершили прорыв, предоставив убедительные доказательства существования энергетических полей, непосредственно связанных с процессами сознания и мыслительной деятельности.

Эксперименты Лэшли и загадка распределенной памяти

В 1946 году Карл Прибрам в Йеркской лаборатории первичной биологии продолжил работу физиопсихолога Карла Лэшли. Лэшли в своих экспериментах удалял различные участки мозга у крыс, стремясь локализовать центры памяти. Однако, к его удивлению, подопытные животные продолжали успешно выполнять learned задачи, даже после удаления значительных частей коры головного мозга. Это привело Лэшли к революционному для того времени выводу: память не хранится в каком-то одном конкретном месте, а каким-то образом распределена по всему мозгу. Данное открытие вновь обострило фундаментальный философский и научный вопрос: каким образом нематериальное сознание и воспоминания кодируются в физической, материальной структуре мозга? Существует ли разум как нечто внешнее, духовное и нематериальное по отношению к биологическому субстрату?

Голографическая парадигма Прибрама

В 1960-х годах научное сообщество обратило внимание на голографическую модель мозга, предложенную Карлом Прибрамом. Ученый выдвинул гипотезу, что мозг хранит информацию не локально, а в виде распределенного математического кода, аналогичного тому, что используется в голографии — технологии, изобретенной Дэннисом Габором в 1947 году.

В отличие от обычной фотографии, фиксирующей плоское двумерное изображение, голограмма создает иллюзию объемного, трехмерного объекта. Сама запись на голографической пластине не похожа на исходный предмет; это, скорее, сложная интерференционная картина — запись волновых фронтов света, отраженного от объекта.

Процесс можно сравнить с бросанием двух камней в пруд и мгновенным замораживанием поверхности воды. Застывшие пересекающиеся круги на воде будут «записью» события. При создании голограммы луч лазера расщепляется. Одна часть (опорный луч) направляется прямо на светочувствительную пластину, а другая — сначала отражается от объекта, и лишь затем попадает на ту же пластину. При встрече этих двух лучей возникает интерференционная картина, которая и фиксируется. Сама пластина выглядит как набор бессмысленных светлых и темных разводов. Однако при освещении ее восстанавливающим лучом возникает трехмерное изображение исходного объекта, как если бы волновой фронт был «заморожен» и затем «разбужен» для восприятия глазом.

Мозг как голографическая система

Теория Прибрама строится на аналогии с этим процессом. Он предположил, что при вспоминании какого-либо образа мозг использует некий внутренний «воспроизводящий луч» для проецирования образа, хранящегося в памяти в закодированном, волновом виде. Ключевым свойством голограммы, важным для этой теории, является ее распределенность: каждая точка пластины содержит информацию обо всем объекте в целом. Если разбить голограмму на осколки, даже небольшой фрагмент будет нести в себе полное (хотя, возможно, менее четкое) изображение. Прибрам предположил, что память в мозге устроена схожим образом: даже при повреждениях мозга воспоминания могут сохраняться и воспроизводиться, так как их «код» распределен по всей нейронной сети. Таким образом, то, что мы называем разумом, может существовать в мозге в виде особой, «призрачной» голограммы, которая одновременно присутствует везде и нигде конкретно.

Холистический мир и духовный аспект

В интервью 1982 года Прибрама спросили, может ли разум быть частью единого целого, некоего общего поля. Он ответил: «Мир — это не голограмма. Голографичен лишь один из его порядков, одно из проявлений. Но голографический мир целостен не в гештальтистском смысле, где целое больше суммы частей. В голограмме каждая часть распределена по целому, и целое определяется своими частями».

Эту идею развил профессор теоретической физики Дэвид Бом, отталкиваясь от принципов квантовой механики. Его работы привели к формированию научного подхода, который впервые за столетия допускает рассмотрение духовного аспекта человеческого опыта в рамках строгой науки, открывая диалог между материалистическим и холистическим* мировоззрением.

* Холизм — философская концепция, рассматривающая мир как иерархию целостных систем, где целое определяет свойства своих частей. — Прим. пер.