За кадром «Любви и голубей»: как снимали культовую комедию, рискуя жизнью

Сентябрь 1983 года в карельском Медвежьегорске запомнился съёмочной группе фильма «Любовь и голуби» как день двойного праздника. На берегу Онежского озера отмечали 44-летие режиссёра Владимира Меньшова и 22-летие актрисы Янины Лисовской, сыгравшей старшую дочь Людмилу. Атмосфера была по-настоящему душевной, и никто не мог предположить, что вскоре эту светлую картину назовут фальшивой и насмешкой над советской действительностью.

Казалось бы, режиссёр, получивший «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит» в 1981 году, должен был чувствовать себя уверенно. Однако Владимир Меньшов оказался в творческой ловушке: как снять следующую картину, чтобы не повториться и не уронить высокую планку? Ответ пришёл неожиданно.

Случайный спектакль, изменивший всё

Однажды вечером Меньшов, не особо желая куда-либо идти, всё же попал на премьеру в театр «Современник». Спектакль «Любовь и голуби» о деревенской жизни захватил его полностью: режиссёр то рыдал, то смеялся до слёз вместе со всем залом. Он понял — это и есть материал для его нового фильма.

В основе пьесы Владимира Гуркина лежали реальные истории. Одна из них — о коллеге, который пришёл ночью с выдуманной историей о смерти жены, чтобы выпить. Другой сюжет автор подсмотрел в деревне: местный мужик поехал на курорт и завёл там курортный роман. Интересно, что Гуркин оставил персонажам настоящие имена и фамилии своих земляков из Черемхово. Однако Меньшову этот городок показался неуютным. Он захотел создать на экране сказочный, идеальный деревенский мир, и для этого пришлось строить его практически с нуля.

Кастинг по-меншовски: интуиция и случайности

Меньшов часто полагался на интуицию. На главные роли он утвердил Александра Михайлова и Нину Дорошину практически без проб. Чтобы проверить их совместимость (разница в возрасте была 10 лет), режиссёр устроил всего одну репетицию. С Сергеем Юрским и Натальей Теняковой было проще — они были супругами в жизни. Проблема была в том, что Тенякова терпеть не могла киносъёмки, предпочитая театр. Уговорить её сыграть старуху помогла… любовь к грибам. Именно этим соблазнили актрису поехать на натурные съёмки.

На роль младшей дочки Надьки из множества претенденток Меньшов выбрал Ладу Монастырскую, дочь циркачей. Девочку в школе дразнили Чуриковой, но именно её типаж приглянулся режиссёру. Игорь Лях, сыгравший сына, изначально Меньшова не впечатлил, но судьба дала ему шанс: первый утверждённый актёр не смог поехать на съёмки. Людмилу Гурченко пригласили, когда работа уже кипела, и до последнего не были уверены, согласится ли народная артистка на роль Раисы Захаровны.

Обратите внимание: Что такое настоящая любовь?.

Оставалось найти главных «пернатых актёров» — голубей, для чего ассистенты отправились на птичий рынок.

Творческие муки и гениальные озарения

Работа началась не с праздника, а с серьёзных трудностей. Основная проблема заключалась в том, что материал был театральной пьесой. Меньшову предстояло превратить этот недостаток в достоинство. Для этого была построена особая «сцена» — деревянный двор Кузякиных, сибирский и настоящий, пусть и в карельских декорациях.

Проблема была в том, что это была Пьеса. Хорошая пьеса для театральной сцены. И нам в фильме нужно было этот недостаток превращать в достоинство. И тогда мы специально для этого построили свою сцену в фильме. Это был всеми любимый двор Кузякиных. Деревянный, по-Сибирски настоящий. Пусть и в Карелии, но об этом зритель не знает.

— вспоминал режиссёр.

В первый съёмочный день Меньшов был в отчаянии, бегал по колено в воде во время ночных съёмок и ругал себя за творческий ступор. Взгляд на звёздное небо стал озарением — так родилась знаменитая сцена, где Василий смотрит на звёзды. После этого к группе пришли лёгкость и свобода. Появились яркие детали: дерево с искусственными цветами, загадочная дверь, ведущая в «Чёрное море». А сам Меньшов неожиданно стал ещё одним персонажем, выступив ведущим деревенского концерта в парике от Гурченко.

Рискованная съёмка: ноябрь в Батуми

Одни из самых сложных съёмок проходили в Батуми в ноябре, когда температура воды не превышала +14°C. Людмиле Гурченко, панически боявшейся холода со времён войны, пришлось изображать беззаботно плавающую даму. Но настоящая опасность подстерегала Александра Михайлова.

В сцене падения с трёхметровой высоты под водой с него должны были сорвать одежду водолазы. Проблема возникла с шерстяным галстуком, который никак не развязывался. Актер начал задыхаться и в отчаянии вступил в подводную драку.

Я врезал одному значит в маску. Второго лягнул в пах... А то я начал задыхаться и мне нужен был глоток воздуха. Но вдруг один из водолазов... хватает меня за ногу и тащит обратно вниз. Хорошо, что у них был специальный подводный нож. Им то мне галстук и разрезали.

На поверхности группа была в панике, видя, что съёмка пошла не по плану. Чуть отдышавшись, Михайлов снова нырнул в ледяную воду. На этот раз галстук был на ниточках, но от стресса актёр забыл все реплики. Выручила Гурченко, подсказывавшая текст из-за кадра. Получилось только со следующего дубля, после чего мокрых и замёрзших артистов немедленно закутали в одеяла.

Непокорные пернатые актёры

Даже голуби внесли свою лепту в съёмочные трудности. Молодой самец, который по сценарию должен был эффектно спикировать к своей подружке, наотрез отказался выполнять трюк. Всю «голубиную» акробатику пришлось доснимать уже в Москве, на Таганке.

Продолжение следует...

Друзья мои, это лишь часть большой статьи что я написал. Продолжение будет опубликовано уже в ближайшее время. Подписывайтесь в раздел что бы не пропустить новые публикации.

Больше интересных статей здесь: Отношения.

Источник статьи: Любовь и голуби. Тонули на съёмках, но продолжали работать над фильмом..