Для жителей Архангельского Севера летние праздники Иванов и Петров день оставались важной частью культурной и обрядовой жизни. Эти дни были тесно связаны с природными циклами и народными верованиями. Согласно традиции, на Иванов день (7 июля) было принято собирать целебные травы, приговаривая: «Человек от Адама, а трава от Ивана». С этого же времени начинали заготавливать банные веники, которые использовали не только для парения, но и для гаданий. Например, после бани первый использованный веник бросали в реку: если он тонул, это считалось дурным предзнаменованием, а если плыл — сулило скорое замужество. Поскольку Петров день следовал за Ивановым и воспринимался как часть единого праздничного периода, в некоторых районах, таких как Пинежский, Холмогорский и Мезенский, сбор трав могли начинать и с этой даты, считая, что после Петрова дня растения набирают полную силу.
Съезжие праздники и борьба с традициями
До конца 1950-х годов в Мезенском, Пинежском и Лешуконском районах сохранялась традиция съезжих праздников, которые отмечали два-три дня. Жители деревень сообща готовили угощения, варили брагу и пиво, а также устраивали общие гулянья. Однако власти активно боролись с этой традицией, видя в ней нарушение трудовой дисциплины, и часто разгоняли празднества с участием милиции.
Центры праздничной жизни: от церквей к клубам
Несмотря на давление, места для гуляний оставались прежними — обычно в центре села или вдоль его улиц. Интересно, что во многих населённых пунктах клубы располагались в зданиях бывших церквей, что символически сохраняло их роль как центра общественной жизни. Именно у клубов разворачивались основные действия праздников: пели песни и частушки, танцевали, а мужчины нередко устраивали шуточные или серьёзные противоборства.
Воспоминания жителей, например, деревни Союны, ярко описывают атмосферу таких праздников. На старинные Петровы дни съезжались гости из окрестных деревень — родные и друзья. Гулянья начинались с утра и затягивались далеко за полночь. Люди водили хороводы, пели старинные песни около клуба (ранее — церкви). Особый колорит добавляли поморы, которые до 1970-х годов приплывали на карбасах на Иванов день. Их песни, пляски, а порой и шумные мужские разборки, которые могли закончиться всеобщей суматохой и попытками «спасать» друг друга в реке, создавали неповторимую и живую картину народного праздника.