Для жителей Архангельска и его окрестностей паломничество, или богомолье, к святым местам Северной Фиваиды было не просто религиозным обрядом, а важной частью культурного и духовного уклада жизни. В отличие от современного отдыха на даче, семьи стремились хотя бы раз за лето совершить такое путешествие. Целями были знаменитые монастыри и обители: Соловецкий, Антониево-Сийский, а также к местам почитания святых Ивана и Лоррина Яреньгских, Вассиана и Ионы Пертоминских.
Праздник святой Параскевы и традиции богомолья
Особой традицией, укоренившейся с XVIII века, было массовое паломничество 26 июля (8 августа по новому стилю) — в день памяти святой мученицы Параскевы. Этот обычай возник после сильного падежа скота, и в надежде на заступничество сотни горожан отправлялись на остров Глухой на Северной Двине.
Путешествие на Соловки в праздник Преображения
Писатель и фольклорист Борис Шергин оставил яркое и душевное описание паломничества к Соловецким святыням, которое приходилось на главный поморский праздник — Преображение Господне. На эту «августовскую память» к монастырю стекалось огромное количество богомольцев. От Соловецкой пристани на Соломбальском острове в начале августа отходили специальные монастырские пароходы.
Эти суда были не просто транспортом, а настоящими плавучими храмами. Высокие мачты венчали золоченые кресты, а нос, корма и основания мачт украшала искусная деревянная резьба с изображениями ангелов, святых и цветов. Вся эта красота сияла позолотой и была раскрашена яркими красками: лазурью, киноварью, суриком и белилами. Интересно, что команда на таких пароходах состояла полностью из монахов. По свидетельству Шергина, капитан судна, истово крестясь, совершал поясные поклоны, и его примеру следовала тысячная толпа паломников — и на берегу, и на палубе, и даже в машинном отделении и каютах, все разом погружались в благоговейную молитву.