В литературных произведениях XIX века часто воспевается образ блистательной светской львицы — женщины остроумной, смелой и способной оживить любое общество. Однако в повести Владимира Соллогуба «Большой свет», написанной в 1840 году, мы находим несколько иной, более сложный идеал женственности.
Неожиданный идеал в «Большом свете»
Повесть Соллогуба представляет читателю контраст между двумя сестрами. Главная героиня — блестящая графиня, типичная светская красавица. Но авторский интерес прикован к её младшей сестре, Наденьке, чей образ, по мнению писателя, обладает особым очарованием.
Альфред Чалон. Светская львица графиня Елена Михайловна Завадовская,1838 год.
Соллогуб подробно описывает привлекательность Наденьки, отмечая, что она «была не так хороша, как графиня, но она была лучше, она более нравилась». Именно в её характере писатель видит воплощение трёх главных женских добродетелей.
Sir Edwin Henry Landseer, R.A. Портрет юной девушки, середина 1830-х.
Триада женских добродетелей по Соллогубу
Соллогуб выделяет три ключевых качества, составляющих, по его мнению, главное очарование женщины:
- Привлекательная наружность — внешность, которая со временем становится всё более притягательной.
- Скромный нрав, «просящий опоры» — это не просто застенчивость, а особая беззащитность, которая вызывает у мужчины желание стать защитником и опорой. Автор намекает, что такая беззащитность может быть и наигранной, частью женской стратегии.
- Неопределимая щеголеватость — то есть врождённое изящество, элегантность движений и всего существа.
Кристина Робертсон. Портрет княгини Марии Ивановны Кочубей, урождённой Барятинской, около 1840 года. Девушка, на которой мог жениться Владимир Соллогуб.
Этот идеал находит отражение и в более поздней культуре. Например, героиня Джейн из фильма «Сибирский цирюльник» мастерски демонстрирует все три добродетели в общении с генералом Радловым, сочетая привлекательность, элегантность и видимую потребность в сильном мужском плече.
Обратите внимание: Где твое чувство собственного достоинства?.
Противоречия в мужских предпочтениях
Интересно, что сам Соллогуб в своих мемуарах восхищался женщинами, далёкими от образа скромницы. Его привлекала, например, графиня Воронцова-Дашкова (прототип героини его повести), в которой он видел «соединение самого тонкого вкуса, изящества, грации с такой неподдельной веселостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью».
Это указывает на сложность мужских ожиданий в ту эпоху. Мужчинам, судя по всему, хотелось видеть в женщине парадоксальное сочетание качеств: она должна была быть одновременно скромной и оживлённой, изящной и остроумной, нуждающейся в опоре и при этом блестящей в обществе.
Штейбен. Светская львица Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова, 1845 год.
Ключом к такому восприятию, вероятно, было не столько врождённое свойство характера, сколько умение женщины показывать мужчине, что она видит в нём опору. Если она демонстрировала это, общество могло простить ей живость и даже некоторую дерзость, как в случае со Скарлетт О’Хара.
Кристина Робертсон. Светская львица Юсупова Зинаида Ивановна, 1840-е годы.
Таким образом, три добродетели, описанные Соллогубом, — это не просто список качеств, а сложный социальный и психологический код, регулирующий взаимодействие полов в светском обществе пушкинской эпохи.
Уважаемые читатели! Нажимайте на мою аватарку, чтобы увидеть все статьи, написанные за последнее время.
#мода и красота #портреты #литература #женщины #психология
Еще по теме здесь: Красота и здоровье.
Источник: Три главных женских достоинства. Мнение современника Пушкина.