Уилки Коллинз: феминист, бросивший вызов викторианской морали

В эпоху тотального дефицита в СССР роман Уилки Коллинза «Женщина в белом» был настоящей библиографической редкостью. Приобрести его можно было, лишь сдав 20 килограммов макулатуры в рамках знаменитой акции «Сдай макулатуру — сохрани дерево». Этот классический триллер английского писателя стал одним из самых востребованных произведений в этой программе, что лишь подтверждает его непреходящую популярность и статус настоящей классики.

Женщина в белом при свете луны: история, изменившая жизнь

Факт такой популярности говорит о многом: роман успешно прошел проверку временем. Современные любители увлекательного чтения поглощают его с тем же азартом, что и подписчики журнала Чарльза Диккенса «Круглый год», где произведение впервые было опубликовано в 1859 году.

Однако мало кто знает, что захватывающий сюжет книги — не просто плод писательской фантазии. Он был навеян реальными событиями, которые не только легли в основу романа, но и кардинально изменили личную жизнь самого Коллинза, сознательно выстроенную в противоречии с общепринятыми нормами викторианской эпохи.

Всё началось с мистической встречи в лунную ночь на пустынной лондонской улице. Провожая гостей-художников, Коллинз и его друзья услышали пронзительный крик. Из темноты, как призрак, возникла, по словам писателя, «фигура очень красивой молодой женщины в развевающихся белых одеждах, мерцающих при свете луны». Она казалась воплощением ужаса и отчаянной мольбы о помощи. Коллинз, не раздумывая, бросился за ней. Он вернулся только на следующий день, рассказав потрясающую историю. Незнакомкой оказалась молодая вдова Кэролайн Грейвз, которую злоумышленники держали в заточении, пытаясь заставить отказаться от наследства. Эта женщина произвела на писателя такое глубокое впечатление, что он поселил её у себя вместе с маленькой дочерью Элизабет и оставался с ней до конца своих дней.

Вызов обществу: жизнь без брака

Совместная жизнь с Кэролайн Грейвз мгновенно стала источником скандальных пересудов. Прелестная женщина так и не стала его законной женой. Коллинз был принципиальным противником института брака, считая, что неоформленные отношения честнее официального союза. Он был убеждён, что брак даёт мужчине абсолютную власть над женщиной и её имуществом, открывая дорогу для злоупотреблений. Именно на этой идее построен сюжет «Женщины в белом». Таким образом, Уилки Коллинз по праву может считаться одним из первых мужчин-феминистов, открыто выступавших за свободу и равноправие женщин.

Две семьи и одна философия

Своим образом жизни писатель смутил даже своего лучшего друга и наставника — Чарльза Диккенса, благодаря поддержке которого он и смог публиковаться. Именно Диккенс, с которым Коллинз познакомился в 1851 году, во многом способствовал формированию его взглядов. Вместе они путешествовали, ставили спектакли и исследовали лондонскую жизнь. Уже маститый автор сразу разглядел талант в молодом приятеле и помог ему встать на ноги, предоставив страницы своего журнала.

Однако в вопросах личной свободы ученик превзошёл учителя. Диккенс не одобрял сожительства Коллинза с Кэролайн, но даже он не ожидал нового скандала. В середине 1860-х годов, будучи уже знаменитым писателем, Коллинз сошёлся с другой женщиной — Мартой Радд. Фактически он стал двоеженцем, не оформляя отношений официально.

Кэролайн, в свою очередь, в 1868 году вышла замуж за бизнесмена Джозефа Клоу в надежде на стабильность. Коллинз, желая ей счастья, даже присутствовал на свадьбе. Тогда же он снял отдельную квартиру, где поселился с Мартой Радд под вымышленной фамилией.

Однако этот брак продлился недолго. Через два года Кэролайн вернулась к Коллинзу, чтобы остаться с ним навсегда. И писатель снова, теперь окончательно, оказался в ситуации, когда у него было две семьи. Он не мог и не хотел расставаться ни с одной из любимых женщин. Решением стало жизнь на два дома. В одном он жил с Кэролайн, которую соседи знали как экономку. В другом — «адвокат Уильям Доусон» (псевдоним Коллинза) жил со своей «супругой» Мартой. По его философии, женитьба на одной из них стала бы изменой другой. Жить с обеими, не связывая их брачными узами, он считал более честным.

Наследие и ирония судьбы

Коллинз был последователен в своих убеждениях, и обе его спутницы, даже если не полностью разделяли его взгляды, приняли эту необычную ситуацию. Их жизнь с писателем была долгой. Он воспитал дочь Кэролайн, Элизабет, как свою собственную, а Марта родила ему троих детей.

Умер писатель в 65 лет, долгое время страдая от подагры и пристрастия к опиуму, который был единственным спасением от боли. В своём завещании он поровну разделил состояние между Кэролайн, Мартой и всеми детьми. После смерти Коллинза Кэролайн пережила его на шесть лет. И тогда Марта совершила удивительный, полный великодушия поступок: она договорилась, чтобы тело Кэролайн было тайно захоронено в одной могиле с Коллинзом, и до конца своих дней ухаживала за их общим надгробием.

Однако ирония судьбы в том, что поборник женской свободы не смог уберечь от мужского произвола даже своих близких. В завещании он строго оговорил, что деньги его дочерей не могут перейти их мужьям. Но его падчерица Элизабет вышла замуж за одного из попечителей её фонда, который растратил её наследство и бросил её перед смертью. Марта также лишилась части средств из-за его махинаций.

Зато родные дочери Коллинза и Марты избежали этой участи — они просто никогда не выходили замуж. Сёстры дожили до глубокой старости, скончавшись почти одновременно в 1955 году, до конца дней нося вымышленную фамилию своих родителей — Доусон.


Елена ГАЛАНОВА

Тайны ХХ века № 8 (март 2013)