За неделю до Пасхи, в последнее воскресенье Великого поста, которое в этом году выпадает на 28 апреля, православные христиане отмечают один из двенадцати важнейших церковных праздников — Вход Господень в Иерусалим. В народной традиции он более известен как Вербное воскресенье. Этот праздник, уходящий корнями в глубокую древность, оброс множеством обычаев и поверий, отражающих народное понимание и восприятие евангельских событий.
«Осанна Сыну Давидову!»: Библейская основа праздника
В основе праздника лежит евангельский рассказ о торжественном въезде Иисуса Христа в Иерусалим. Спаситель направлялся в святой город, чтобы встретить иудейскую Пасху. Весть о Его чудесах, особенно о воскрешении Лазаря, уже облетела город, и множество людей вышло Ему навстречу.
Ликующие жители Иерусалима приветствовали Христа как царя и Мессию. Они устилали Его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями, восклицая: «Осанна (что означает «спаси же») Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!». Однако этот торжественный вход был, по сути, началом крестного пути Спасителя. Ослёнок, на котором Он ехал, символизировал смирение и покорность воле Божьей. Само же событие стало пророчеством о предстоящих страданиях, смерти за грехи человечества и последующем Воскресении.
На Руси, где пальмы не растут, их символическую роль взяла на себя верба — одно из первых растений, пробуждающихся после зимы. Её распускающиеся почки стали символом весны, обновления и, что важнее, надежды на вечное воскресение. Тёмно-красный цвет веточек ассоциировался с пролитой за людей кровью Христа. На праздничной службе верующие, держа в руках вербу, как бы сами встречают невидимо грядущего Спасителя. От этого главного атрибута праздник и получил своё народное название.
Святой Лазарь за вербой лазил: Приготовления в Лазареву субботу
Подготовка к Вербному воскресенью начиналась накануне, в Лазареву субботу. Этот день посвящён воспоминанию о великом чуде — воскрешении Христом праведного Лазаря, что стало предвестием всеобщего воскресения и победы над смертью.
Как в саму субботу, так и в воскресенье, работать считалось большим грехом. Утром в Лазареву субботу всей деревней шли «заламывать» вербу, что и отразилось в народной поговорке: «Святой Лазарь за вербой лазил». Молодёжь в этот день собирала по дворам продукты для общего угощения: варили брагу, пекли рыбные пироги, кашу и постные блины. Ночью парни и девушки с песнями обходили деревню, останавливаясь у домов новобрачных, чтобы символически отхлестать молодую жену вербой «для здоровья» и будущего плодородия.
Хозяйки выпекали особое печенье в форме вербных почек — по штуке на каждого члена семьи. В одно из них запекали монетку. Тот, кому она доставалась, мог рассчитывать на удачу в течение всего года, а для девушки это было добрым знаком, сулящим скорое замужество.
Праздничные базары: Верба и «вербные херувимы»
В городах накануне праздника разворачивались шумные вербные базары. Главными товарами на них были, конечно же, пушистые веточки вербы и искусственные цветы. Умельцы создавали целые композиции, украшая букеты яркими лентами, из-за чего в некоторых регионах праздник называли ещё и Цветным воскресеньем. Часто к вербе прикрепляли фигурку ангелочка, которого в шутку именовали «вербным херувимом».
Особое оживление царило на детской половине торга. Для ребятни, олицетворяющей весну жизни, продавали множество игрушек, нарядных платьев и всевозможных сладостей.
Вербохлест: Главный обряд праздника
Центральным обычаем Вербного воскресенья было и остаётся освящение вербы. Ветви освящали святой водой дважды: во время вечерней службы в Лазареву субботу и утром в сам праздник.
Принеся освящённые ветви домой, крестьяне совершали обряд вербохлеста. Легко похлёстывая друг друга, а особенно детей и тех, кто не был в церкви, приговаривали: «Вербохлест, бей до слез! Бью не я — бьёт верба моя!» или «Не я бью, верба бьёт! Будь здоров, как верба!». Считалось, что этот ритуал передаёт жизненную силу растения, оберегает от болезней и придаёт здоровья на весь год.
Целительница: Чудодейственная сила вербы
В народе вербе приписывали мощные целительные свойства. Удар освящённой веткой, по поверьям, мог даровать женщине плодородие. Почки вербы рекомендовалось есть тем, кто не мог иметь детей. Воду, в которой купали больного ребёнка, заряжали силой, опуская в неё освящённую ветвь. Девять почек съедали от лихорадки.
В праздник пекли особые хлебцы с запечёнными внутри вербными почками. Их съедали все домочадцы для здоровья, а один такой хлебец обязательно давали домашнему скоту, чтобы уберечь от сглаза и падежа. Почки и серёжки добавляли также в лечебные каши для больных, веря, что это ускорит их выздоровление.
Елена АРТЕМОВА
Тайны ХХ века №15 (апрель 2013)