Первое препятствие для ученика, который только что перешагнул порог между притвором и внутренним залом,— внутренний диалог*.
Когда человеком овладевает сознательный ум, тонкие тела не могут вырваться из-под власти непрерывной ментальной болтовни. Внутренний диалог держит человека отрезанным от осознанного переживания своих тонких тел, а потому и своей внутренней жизни. Внутренний диалог — грозная преграда на пути к психодуховному воссоединению. Чтобы разбить ее, дервиши кружатся и распевают, дзэн-буддисты применяют медитацию дза-дзэн, помогающую остановить ум и унять внутренний диалог, той же цели служит и пранаяма у йогов. Внутренний диалог — непрерывная ментальная болтовня, которой человеческий ум загружен почти все время.
Я разработал один простой метод, один простенький ментальный инструмент, который должен помочь вам на некоторое время утихомирить внутренний диалог, чтобы можно было начать работать во внутреннем зале, включить второе внимание и прийти к ментальному равновесию.
В дзэне состояние искорененности внутреннего диалога называется «не-ум». Интересуясь этим состоянием, Линг-Чяо задавал вопросы дзэнскому мудрецу Хуи-Ненгу:
Л: Я покинул свой дом, чтобы стать монахом, я стремлюсь достичь сущности Будды. Что мне делать со своим умом?
X: Сущности Будды можно достичь лишь тогда, когда ум пребывает в состоянии не-ума, которое принято использовать для выполнения этой задачи.
Л: Когда находишься в состоянии не-ума, которое принято использовать для выполнения этой задачи, как же тогда вообще можно достичь сущности Будды?
X: He-ум дает этой задаче решиться самой собой. У Будды тоже ум был в состоянии не-ума.