Воспитание без наказаний: как научить ребёнка ответственности через последствия поступков

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости моего ресурса!

Тема дисциплины в воспитании похожа на хождение по тонкому льду: один неверный шаг — и можно оказаться в ледяной воде критики с обеих сторон.

Стоит лишь заикнуться о необходимости наказаний, как сразу звучит: «Какой ужас! А что же случится с личностью ребёнка?».

Попробуйте сказать, что наказывать не нужно, и в ответ услышите: «Вы что, хотите вырастить избалованного человека, который сядет вам на шею?».

Я предлагаю взглянуть на ситуацию под другим углом и вовсе убрать из обсуждения слово «наказание». Лично я исключила его из своего лексикона, когда речь заходит о детях.

Цель воспитания: подготовка к взрослой жизни

Задайте себе вопрос: какова конечная цель нашего воспитания? Мы стремимся вырастить человека, который будет максимально готов к самостоятельной жизни в мире взрослых. А для этого ребёнку необходимо понять основные принципы, по которым этот мир существует и функционирует.

Один из ключевых и непреложных законов жизни звучит так: У каждого действия есть свои последствия.

Если поступок был хорошим, правильным — последствия будут положительными и приятными.

Обратите внимание: Формирование личности ребёнка.

Если же действие было плохим или безответственным — придётся столкнуться с негативными результатами.

Как это работает во взрослом мире?

Давайте рассмотрим простые и понятные примеры из жизни взрослых:

  • Пролил жидкость — вытри за собой.
  • Рассыпал что-то — собери.
  • Некорректно повёл себя с другом — получи в ответ обиду или конфликт.
  • Хранил деньги в дырявом кармане — остался без них.
  • Решил не пойти на работу, потому что лень было вставать — рискуешь её потерять.
  • Не убрал скоропортящийся продукт в холодильник — получил испорченное молоко.

Суть не в том, чтобы наказывать детей. Суть в том, чтобы органично и последовательно выстраивать логическую связь между поступком ребёнка и его естественным или логическим следствием. Это учит ответственности гораздо эффективнее.

Практический пример: если ребёнок кого-то ударил

Представьте, что произошло: ваш ребёнок ударил другого. Что происходит со взрослым, который позволяет себе подобное поведение? Общество начинает его избегать, с ним перестают общаться, его сторонятся.

Таким образом, последствием агрессивного поведения становится социальная изоляция. Поэтому для ребёнка адекватным и посильным последствием может стать кратковременная изоляция от игры с другими детьми (например, посидеть несколько минут на стульчике в стороне). Это не наказание «за плохое поведение», а прямое следствие его поступка: если ты причиняешь боль, с тобой временно не хотят играть.

А как вы относитесь к этому подходу? Применяете ли вы принцип естественных последствий в воспитании своих детей?

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Наказывать или нет ребенка за проступок, щекотливая тема.