Утрата внутреннего стержня и ложные цели
Когда человек подменяет естественное, беспричинное чувство радости от самого факта своего существования («Я есть») навязанными извне желаниями и целями, он постепенно превращается в своеобразную «бездонную бочку», готовую поглощать что угодно. Это состояние можно назвать вседозволенностью. В этом часто обвиняют и социальные институты: вместо того чтобы способствовать развитию самодостаточных личностей, умеющих находить радость внутри себя, они порой воспитывают людей закрытыми, тревожными, постоянно стремящимися извлечь выгоду из других и мира. Именно эта потеря связи с собой становится причиной утраты жизненных ориентиров.
Внутренний конфликт и подмена ценностей
Все переживания такого человека окрашены внутренним конфликтом и двойственностью. Многие сбиваются с собственного уникального пути, теряя истинную цель жизни. Их настолько захлестывает поток внешних советов и мнений, что тихий, но верный голос внутреннего «Я» почти не слышен. В результате происходит подмена: истинные цели замещаются абсурдными, естественные потребности — искусственными, а достижимые желания — несбыточными фантазиями. И вот уже отдельный человек, а за ним и все человечество, мчится в будущее в погоне за душевным покоем и самодостаточностью, которые невозможно обрести вовне, если не искать их в себе.
Вседозволенность как ложный выход
Для тех, кто окончательно заглушил в себе голос «Я есть», вседозволенность представляется единственным доступным выходом. Она принимает самые разные, часто разрушительные формы: от обжорства и хронической тревоги до эгоцентризма и высокомерия, от депрессии и алкоголизма до наркомании и суицидальных мыслей. Крайние формы вседозволенности захватывают нас не тогда, когда мы боимся единства, а, наоборот, когда нас преследует глубинный страх внутренней раздробленности и потери себя.
Путь к воссоединению через открытость
Только человек, открытый самому себе, способен сделать шаги к психодуховному воссоединению — интеграции всех своих частей. Выбирая путь открытости, человек получает возможность вспомнить, обнаружить и принять свои неосознанные стороны, а затем воссоединить их со своим сознательным «я». Этот процесс гармонизирует внутреннюю энергетику, позволяя духу, душе и телу начать слаженную работу через сферу бессознательного. Здесь уместно вспомнить строку из даосского источника: «...отвлекаясь по пути на дела (на себя), он с каждым днем делает все меньше и меньше. Он делает все меньше и меньше, пока вовсе не перестает делать. И как только он перестает делать, оказывается, что делать больше нечего...». Эта притча ярко иллюстрирует важность внутренней тишины и открытости на пути к целостности.
Урок суфийского мудреца
Однажды прославленный суфийский учитель из Центральной Азии беседовал с группой молодых людей, желавших стать его учениками. Он спросил их: «Есть ли среди вас те, кто ищет развлечений вместо знаний, любит рассуждать, а не учиться, нетерпеливы, хотят брать, а не отдавать? Если такие есть, пусть поднимут руку». В зале воцарилась тишина, никто не пошевелился. «Прекрасно, — сказал учитель, — а теперь пойдемте и посмотрите на тех, кто учится у меня уже три года».
Он привел новичков в комнату для медитации, где в ряд сидели его старшие ученики. Обращаясь к ним, мудрец задал тот же вопрос: «Пусть встанут те, кто хочет развлечений вместо учебы, кто предпочитает рассуждать, а не учиться, кто нетерпелив, кто хочет брать, а не отдавать». К удивлению первой группы, все без исключения ученики поднялись. Тогда учитель повернулся к новичкам: «Сейчас в ваших собственных глазах вы лучше, чем те, кем вы станете через три года, если останетесь здесь. Ваше нынешнее тщеславие и закрытость заставляют вас думать о себе выше, чем об этих людях, которые три года практиковали самоотречение и труд. Поэтому, уходя, хорошо подумайте: действительно ли вы хотите вернуться и стать лучше, чем вы есть сейчас?» Этот диалог — мощное напоминание о том, что подлинный путь к себе начинается с честности и смирения, а не с иллюзий о собственном совершенстве.