Взгляд психолога на кризис современного образования: почему школа теряет актуальность

Почему я, как психолог, пишу об образовании

Мой профессиональный путь в детской практической психологии привел меня к необходимости высказаться о состоянии современной системы образования. Наблюдения за детьми, их развитием и проблемами заставляют задуматься о фундаментальных недостатках школьного обучения.

Предлагаю начать с простого самоанализа: вспомните, много ли знаний из школьной программы вы реально используете в жизни? Пригодились ли вам интегралы или анализ классических произведений в отрыве от контекста? Было ли в вашей школе место психологическому просвещению — урокам эмоционального интеллекта, саморегуляции, пониманию себя?

Главная проблема, на мой взгляд, — это статичность системы. Методы преподавания, учебные планы и сам подход к ученику практически не изменились за последние десятилетия. Однако сами дети, их когнитивные процессы, способы восприятия информации и социальные условия изменились кардинально. Мы пытаемся учить цифровое поколение методами аналоговой эпохи.

Мир стремительно трансформируется.

По теме: Изнанка музыкального образования России.

Современная педагогика и психология давно предлагают решения: обязательное сопровождение школьников психологами, развитие личностных ресурсов и soft skills через тренинги, интеграцию здорового образа жизни в учебный процесс, социальное обучение через проекты и коллаборации. Все это — действенные профилактические меры для поддержания ментального здоровья и мотивации ребенка.

К сожалению, в российской системе эти практики либо отсутствуют, либо носят формальный характер. Мы по-прежнему эксплуатируем устаревший формат, который не развивает, а подавляет познавательный интерес. Вместо любви к знаниям школа часто формирует устойчивое отвращение к учебе, разочарование и выученную беспомощность.

Усугубляет ситуацию и кадровый вопрос. Многие педагоги, особенно в возрасте, не стремятся к самообразованию, не осваивают новые методики и цифровые инструменты. В результате контакт между учителем и учеником становится не продуктивным диалогом, а долгим, скучным и зачастую бессмысленным монологом.

Личность против системы: как школа ограничивает развитие

Школа в ее текущем виде мало способствует развитию личности. Ребенка помещают в жесткие рамки единых правил и программ, игнорируя его индивидуальность, темп и интересы. В итоге, окончив 11 классов, молодой человек часто оказывается в экзистенциальном тупике: он не понимает, кто он, чего хочет от жизни, и как ему применить полученные знания. Высшее образование становится не осознанным выбором, а данностью «по умолчанию».

Парадоксально, но такие платформы, как TikTok, зачастую становятся для современных детей более эффективной обучающей средой, чем школа. В коротких, ярких, интерактивных форматах ребенок может узнать о психологии, истории, науке, искусстве больше, чем иной взрослый. Это не призыв заменить школу соцсетями, а тревожный сигнал о том, что официальное образование проигрывает в вовлеченности и актуальности.

Ребенок от природы любознателен и является главным источником своего развития. Его интересы динамичны и постоянно расширяются. Задача взрослых — не навязывать готовые схемы, а создавать среду, которая поддерживает эту внутреннюю мотивацию.

Нам, выросшим в эпоху, когда учитель и учебник были основными источниками знаний, сложно принять эту новую реальность. Но сегодня взрослый — лишь один из множества каналов обучения. Игнорировать этот факт — значит окончательно потерять связь с подрастающим поколением.

Личный опыт: как вернуть интерес к познанию

Сейчас я получаю второе образование, и этот опыт кардинально отличается от школьного и университетского. Чудом, система не убила во мне естественное желание учиться. Раньше учеба была в тягость, потому что предлагаемые знания и форматы не резонировали с моими внутренними запросами.

Сейчас я учусь исходя из личного, глубокого интереса. Я сама управляю процессом, выбираю темы, и мой мозг буквально «кайфует» от этого. Этот контраст наглядно показывает разницу между обучением по принуждению и осознанным познанием.

Понимая критическую роль психологического развития, я вижу, как важно переосмыслить подход к образованию наших детей. Необходимо идти в ногу со временем, создавая гибкую, персонализированную и психологически безопасную среду, где ребенок сможет не только усвоить информацию, но и понять себя, свои цели и свой путь в этом мире.

Стоит еще зайти сюда: Психология.

Источник статьи: Про систему образования, моя точка зрения, как психолога.