Серафиму 5 лет и 7 месяцев, он ходит на плаванье, дзюдо, английский, на подготовку к школе и на подготовку к музыкальной школе… «Надо подключать китайский! – горят глаза у мамы, - Это язык будущего»
С одной стороны есть родители, которые детьми совсем не занимаются, надеясь на сад и школу. С другой - растет армия мам и пап, загружающих малышей «развитием» с младенчества. Всем, чем только могут. Словно боятся не успеть! Будто, если до школы ребенок не выучит пару языков, не научится играть на фортепиано и не получит хоть какой-то пояс по единоборствам или медаль в танцах, то будет лузером по жизни! При этом такие навыки как чтение, счет и письмо уже просто уровень базовый, как достижение не рассматривается…
Причем гонка иногда имеет совершенно безумные формы. Молодые успешные мамы вступают в соперничество с азартом. Хвастаются крутизной школ и курсов, стоимостью уроков иностранных языков и рейтингами танцевальных и спортивных коллективов своих детей. Раньше эти же девушки хвастались поездками, нарядами и отдыхом в дорогих ресторанах и клубах, дипломами модных ВУЗов, стажировками заграницей, карьерой, зарплатой, крутостью мужа и так далее. А с появлением детей, их подхватывают как знамя и несутся покорять новые вершины. Конкурс «самая лучшая мама» открыт, категории там к счастью и интересам ребенка отношение имеют очень опосредованное. Кому оно надо – что ребенок хочет! Главное – модно, круто, все сейчас на это «детей отдают».
Фото с сайта PixabayЧем больше смотрю, тем в больший ужас прихожу.
Мальчик Серафим, о котором упомянула в начале статьи, маленький, худенький и очень несчастный. Он мотается с утра до вечера по Москве то с мамой, то с бабушкой. Его грузят книгами, счетом, гаммами, новыми иностранными словами, растяжками, дополнительными индивидуальными тренировками по прыжкам в воду… Он послушно ходит, а у родителей и бабушек с дедушками все новые и новые идеи. То китайский, то робототехника, то можно на ментальную математику… А шахматы? Как же без них. И на лыжи бы горные поставить не мешало.
Я не выдержала и сказала его бабушке, что в ее поколении дети шли в школу, не умея читать в большинстве своем. А поколением раньше – совсем не умея.
Подумайте – все советские известные ученые, конструкторы, врачи, изобретатели как, впрочем, и все остальные дети в то время, пошли в школу в 7-8 лет, часто не умея ни читать, ни писать. И в стране было полно хорошо образованных профессионалов! Инженеры, учителя, агрономы, металлурги, судостроители, авиаторы, поэты… Как так получилось, что они спокойно сумели и детьми побыть и потом хорошо и быстро выучиться?
Как писал в своих воспоминаниях величайший хирург Николай Амосов «в детстве у меня было время думать, фантазировать и мечтать».
У нынешних юных загруженных под завязку детей этого нет! Им некогда ничего не делать, а мечтать, просто тихо что-то свое рисовать, придумывать, строить из палок, представляя, что это новейшее сверхсекретное оборудование по считыванию мыслей, например… Для гениальной идеи нужно время и одиночество. То есть хоть немного сесть и подумать.
А детям еще надо успеть побыть детьми. Поиграть, найти друзей, воспитать домашнего питомца, научиться самому строить взаимоотношения со всеми и с самим собой… Столько дел! Им нигде не учат, нет таких секций, слава Богу.
Обратите внимание: Все мы родом из детства.
Просто надо дать малышу чуточку времени и пространства.В Православии ребенок до 7 лет считается младенцем. А с 7 до 14 – отроком. После 14 – уже взрослым. Раньше по этой схеме и отношение к детям строилось. До 7 лет играй, и спросу с тебя нет никакого особого. С 7 лет отдавали в ученье, в школу, в подмастерья. А уж старше 14 – уже взрослый человек, и отношение как ко взрослому.
А сейчас науками и умениями пичкают с 3 месяцев, зато до 21 года относятся как к несмышленышу при этом.
В итоге получаем уставших, задерганных, утомленных горой развивалок детей, которые к подростковому возрасту бунтуют, не хотят ничего, кроме того, чтоб их просто оставили в покое.
Да, очень хорошо, если у ребенка есть одно или несколько увлечений, интересных ему. Музыка, рисование, спорт, фотография, программирование – выбор огромен. Но я считаю, охватить все и сразу невозможно. Как и научиться чему-то, перескакивая каждый год на новые и новые кружки и секции.
… Когда я спросила у Серафима, какие из его занятий ему нравятся, то он ответил, что подготовка к школе. А почему? А потому, что там есть перемена 15 минут и они с детьми играют и разговаривают. На вопрос «А чем бы ты хотел заниматься, если б мог выбрать? Из того, куда уже ходишь или из других занятий» этот умный малыш с грустными глазами сказал: «Я мечтаю о лошадях. Я так хочу научиться на них ездить, ухаживать. Я книжки уже читал о них. У меня все-все с лошадками: портфели и пенал, и карандаши…Но мама говорит это совсем не нужно». Маме ж оно виднее… Китайский и шахматы сами себя не выучат. А лошади – что лошади? Бред какой-то. Мама лучше знает, что развивает и нужно… Странно, неужели родителям в их погоне за счастьем дитя не видно очевидных его интересов?
Как вы считаете – раннее развитие благо или вред? Если развивать детей – то с какого возраста, чем и как?
#семья #воспитание детей #раннее развитие #проблемы воспитания #психология детей #психология родительства #обучение детей #кружки и секции #детство #история из жизни
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Ярмарка тщеславия. Родители хвастаются ранним развитием детей, лишая малышей детства.