Зачем белорускам нужны медицинские адвокаты: опыт США и советы для самозащиты

Зачастую без профессиональной поддержки сложно разобраться, была ли медицинская помощь оказана в полном объеме, кто несет ответственность за негативные последствия и куда обращаться в случае врачебных ошибок или халатности.

Знакомая проблема в белорусских поликлиниках

Рассмотрим стандартную ситуацию. Пациентка приходит к врачу с жалобами на головную боль, изменения в характере выделений, непривычный запах тела или усиленное выпадение волос. Нередко врач игнорирует эти симптомы, списывая всё на естественные циклы, гормональные колебания или авитаминоз (о чем мы уже не раз писали).

Безусловно, иногда причина действительно в этом, однако за такими проявлениями часто скрываются серьезные заболевания, требующие диагностики и лечения.

Проведем аналогию: покупая бытовую технику, вы получаете гарантийный талон и чек. При обнаружении неисправности вы четко знаете алгоритм действий: ремонт, возврат или обмен. Со здоровьем всё сложнее. Пациент во многом вынужден полагаться на мнение и добросовестность врача, не имея четких инструментов для контроля качества услуги.

При этом сегодня даже врачи защищены законом от некорректного поведения пациентов.

А что же сами пациенты, особенно находящиеся в уязвимом состоянии? В Беларуси медицинских адвокатов — единицы, а узких специалистов, занимающихся именно проблемами женщин в сфере здравоохранения, пожалуй, нет вовсе.

Американский опыт: кто такой защитник здоровья?

История появления такой профессии хорошо иллюстрируется примером из США. Лора Макканн — профессиональный защитник здоровья (patient advocate). Ее работа заключается в том, чтобы компенсировать недостатки системы здравоохранения для конкретного пациента.

Лора Макканн

Она сопровождает клиентов на всех этапах: готовит к визиту к врачу, присутствует на приемах, контролирует выполнение назначений в больнице. В её обязанности входит получение и разъяснение медицинских инструкций, защита интересов пациента во время консультаций, взаимодействие с врачами для получения направлений, решение бюрократических вопросов с документами и переговоры со страховыми компаниями. Фактически, она делает всё, чтобы её подопечный получил максимально качественную и своевременную помощь.

Лора приводит пример: её клиентка безуспешно пыталась получить у врача необходимый документ. Когда же с тем же запросом выступила Лора как профессионал, документ был оформлен немедленно.

Идеально ли это? Нет, но такова реальность.

Услуги такого адвоката оплачиваются пациентом самостоятельно. Но в этом есть ключевое преимущество: как подчеркивает Лора, её единственный приоритет — интересы пациента, что исключает конфликт интересов.

Портрет клиента: не то, что вы думаете

Может показаться, что такие услуги востребованы только среди пожилых и состоятельных людей. Это не так.

У Лоры был лишь один клиент старше 65 лет. Основная её аудитория — люди 20-40 лет. И это логично: молодым людям, особенно с хроническими заболеваниями, часто сложнее ориентироваться в медицинской системе и отстаивать свои права.

Если 25-летнему человеку с фибромиалгией говорят: «Вы слишком молоды, чтобы так болеть», — это яркий пример системной проблемы. Более того, врачи часто скептически относятся к жалобам молодых пациентов, подозревая симуляцию или нежелание работать.

В результате именно молодежь, и особенно молодые женщины, сталкиваются с наибольшими трудностями и острее нуждаются в поддержке адвоката.

«Мой последний пример — это я сама. Недавно я серьезно заболела. В приемном покое мне диагностировали бронхит. Я понимала, что диагноз неверен, но из-за плохого самочувствия не могла спорить. Только вернувшись в больницу через три дня, я добилась правильной диагностики», — делится Лора.

Что делать, пока в Беларуси нет таких специалистов?

В отсутствие профессиональных медицинских адвокатов важно самостоятельно проявлять активность и осведомленность.

1. Не бойтесь задавать вопросы. Вы имеете полное право понимать состояние своего здоровья, предлагаемые методы лечения, их риски и альтернативы. Спрашивайте о квалификации врача, если это важно для вас.

2. Контролируйте документацию. Внимательно следите, чтобы все ваши жалобы, поставленные диагнозы и назначенное лечение были полно и четко зафиксированы в медицинской карте. Все записи должны быть заверены подписью врача и, при необходимости, печатью учреждения.

3. Требуйте официальные назначения. Все рецепты и направления должны выдаваться на официальных бланках с подписью. Как отмечает в интервью Onliner адвокат Татьяна Тарахович, «рецепт, написанный на клочке бумаги без подписи, может означать, что указанное лечение формально не назначалось». Такая бумага не имеет юридической силы.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете лучше защитить свои права как пациента и чувствовать себя увереннее во взаимодействии с системой здравоохранения.