Загадка «Живого трупа»: реальная история, вдохновившая Толстого

В самом конце 1900 года в московской прессе промелькнуло сенсационное известие: Лев Толстой завершает работу над новой пьесой под названием «Живой труп». Однако вскоре после этого к писателю в его хамовнический дом явился некий гимназист, и после долгой беседы Толстой неожиданно заявил, что публиковать произведение не будет. Даже настойчивая просьба Владимира Немировича-Данченко о постановке в МХТ была решительно отклонена с припиской: «Когда умру — играйте...». Что же заставило великого писателя так поступить и какая тайна скрывается за этим решением?

Обыденная история

В 1880-х годах в Москве жила, казалось бы, самая обычная семья: чиновник Николай Гимер, его жена Екатерина и их сын. Однако со временем глава семейства пристрастился к алкоголю, что привело к увольнению со службы и полному разорению. Екатерина, женщина с сильным характером, не опустила руки: она прогнала мужа, окончила фельдшерские курсы и стала самостоятельно содержать себя и сына.

Вскоре в ее жизни появился Степан Чистов, крестьянин по происхождению, работавший конторщиком. Он оказался человеком волевым и надежным, между ними возникли глубокие чувства. Но для законного брака нужно было расторгнуть предыдущий. Екатерина разыскала спивающегося мужа в ночлежках Хитрова рынка и уговорила его подать на развод, взяв вину за распад семьи на себя. Однако Московская духовная консистория, несмотря даже на несогласие митрополита, в расторжении брака отказала.

Когда развод невозможен

Не надеясь на благополучный исход, Екатерина разработала дерзкий план: инсценировать самоубийство мужа. Николай Гимер отправил ей письмо, в котором сообщал о намерении утопиться от безысходности. Получив это послание, Екатерина обратилась в полицию, где ей сообщили, что у проруби нашли вещи её мужа. Через несколько дней её пригласили опознать тело утопленника, выловленного в другом месте. В смятении, но в сопровождении соседки, Екатерина «опознала» незнакомого мужчину как своего супруга. Полиция, не любившая «глухарей» (неопознанных трупов), с радостью закрыла дело.

Похоронив «мужа» как самоубийцу за церковной оградой, Екатерина получила вдовий паспорт и, наконец, обвенчалась с любимым Степаном Чистовым. Казалось, хитроумный план увенчался полным успехом.

Разоблачение и суд

Однако спустя три месяца авантюра раскрылась. Николай Гимер, живший в Петербурге, подал прошение о выдаче нового паспорта, ссылаясь на утерю старого. В петербургской полиции, более педантичной, чем московская, его быстро вычислили, и под давлением он во всем сознался. Началось громкое судебное разбирательство: Екатерину обвинили в двоебрачии, а Николая — в пособничестве.

Дело широко освещалось в прессе. Суд был суров: обоих лишили всех прав состояния и приговорили к ссылке в Енисейскую губернию. Любящий Степан Чистов заявил, что последует за Екатериной, считая её своей законной женой. Благодаря ходатайству известного юриста Анатолия Кони, который счёл приговор чрезмерным, наказание было смягчено до одного года тюрьмы без лишения прав.

Лев Толстой пишет пьесу

Об этой драматической истории Толстому подробно рассказал прокурор Н.В. Давыдов. Писатель был настолько впечатлён, что сразу начал делать наброски пьесы, первоначально названной «Труп». К декабрю 1900 года работа была почти завершена. Именно тогда к Толстому и пришёл сын Гимеров, Николай-младший. Он умолял писателя не публиковать и не ставить пьесу, опасаясь, что это вновь обнажит старые раны его матери и вызовет пересуды в обществе. Вскоре с подобной просьбой явился и сам Николай Гимер-старший, просивший помощи в поиске работы.

Тронутый их мольбами, Толстой дал слово не публиковать пьесу при жизни. Брак Екатерины и Степана Чистовых оказался счастливым, они даже завели собственное дело. Николай-младший успешно окончил гимназию и уехал учиться в Париж.

Постановка

Пьеса «Живой труп» увидела свет лишь в 1911 году, уже после смерти Льва Толстого. Её сразу поставили в Московском Художественном и петербургском Александринском театрах. Журналисты разыскали Екатерину Павловну Чистову, но вместо «роковой женщины» увидели пожилую, добрую даму, которая лишь просила оставить её семью в покое и не ворошить прошлое.

Так реальная семейная драма, полная отчаяния, любви и юридических тупиков царской России, обрела бессмертие в великой литературе. Пьеса «Живой труп» до сих пор остается в репертуаре многих театров и не раз экранизировалась, доказывая, что жизнь — неиссякаемый источник самых удивительных и волнующих сюжетов.


Василий МИЦУРОВ, кандидат исторических наук

Тайны ХХ века №14 (апрель 2013)