Аджна-чакра: третий глаз как центр мудрости и творения реальности

Шестая энергетическая чакра, известная как аджна, в переводе с санскрита означает «командир» или «центр управления». В духовных традициях её также называют «шива нетра» (глаз Шивы) или «джнана нетра» (глаз мудрости), подчёркивая её связь с высшим знанием. Согласно ряду учений, эта чакра соотносится с гипофизом — железой в мозге, отвечающей за регуляцию многих bodily processes. Расположена аджна в межбровном пространстве, и именно её чаще всего именуют третьим глазом.

Символизм и функция центра

Ключевым символом аджна-чакры является священный слог «Ом», олицетворяющий изначальную вибрацию мироздания, начало и конец всех явлений. Через работу с этим центром человек обретает способность гармонизировать свои внутренние силы, уравновешивая женское начало (инь) и мужское (ян). Пробуждение аджны знаменует завершение процесса внутреннего воссоединения, приводя к целостному переживанию своего истинного «Я».

Энергетически третий глаз вибрирует в голубых тонах, которые у духовно развитых личностей могут приобретать фиолетовый оттенок. Этот центр служит важнейшим узлом, где сходятся и перераспределяются потоки жизненной энергии (праны). Здесь главный энергетический канал — сушумна — разветвляется, а ида и пингала (левый и правый каналы) огибают его, соединяясь вновь в области ноздрей.

Управление восприятием и сознанием

Аджна-чакра отвечает не только за физическое зрение, но и за мистическое видение — способность воспринимать тонкие планы реальности, развивать интуицию, ясновидение и иные сверхчувственные способности познания. Она является вместилищем творческого потенциала, а в полностью раскрытом состоянии — проводником Святого Разума или высшего сознания.

Этот центр управляет всеми формами высшей ментальной деятельности: интуитивным и логическим мышлением, памятью, а также всем спектром сверхъестественных способностей, объединяемых понятием интуиции.

Пробуждение третьего глаза и творение реальности

Когда у практикующего открывается третий глаз, он выходит за пределы обычного восприятия энергетических полей. Он обретает способности к ясновидению, телепатии и ментальному исцелению. Более того, силой разума такой человек начинает сознательно творить новые реальности на физическом плане.

Важно понимать, что объективная, материальная реальность вторична. Она является воплощением первичной, субъективной реальности, рождаемой на ментальном плане. Пока шестая чакра не активирована, этот процесс творения происходит неосознанно. Те же, у кого аджна раскрыта, получают возможность осознанно формировать свою действительность силой воли и воображения, способствуя исполнению личной дхармы (предназначения) и переживанию целостности и беспричинной радости.

Целостность и воссоединение

Полное открытие аджна-чакры знаменует отказ от суетных целей и привязанностей, мешающих следовать дхарме. Пробуждённый центр дарует новую действительность, которая непрерывно творится на ментальном уровне и мгновенно проявляется в материальном мире.

С этим приходит слияние сознательного и бессознательного, постепенное растворение старых внутренних блоков. Человек становится целостным, полностью воссоединённым, обретая видение себя как единства всех своих проявлений — того самого «Я есть».

В этом состоянии происходит глубокое «вспоминание» и перепроживание всех этапов жизни, начиная с самого детства. Вспоминаются все энергетические влияния, сформировавшие личность, включая ключевые фигуры — отца и мать. Этот процесс завершается интеграцией всего опыта, преодолением былых страхов и чувства разобщённости. Человек возвращается в изначальное состояние единства и радости, становясь для себя сам и отцом, и матерью — источником собственной целостности.

Этот процесс тонко отражён в литературе. Как писал Герман Гессе в «Сиддхартхе»: «...согнувшись над водой... он увидел отражение своего лица, и было в этом отражении нечто, напоминавшее ему что-то забытое; и тогда, отразившись от него сам, он вспомнил. Его лицо было похоже на лицо другого, которого он знал когда-то, любил и даже боялся. Оно было похоже на лицо его отца, брахмана». Этот отрывок символизирует то самое воссоединение с истоками и обретение целостности через пробуждение внутреннего видения.