Многие родители не придают особого значения повышенному артериальному давлению у ребенка, так как оно часто протекает без ярких симптомов и не вызывает у детей такого беспокойства, как, например, высокая температура. Долгое время считалось, что гипертензия — это проблема взрослых. Однако масштабные исследования последних лет среди детского населения показали, что отклонения артериального давления (как в сторону повышения, так и понижения) встречаются у детей довольно часто. Ученые пришли к выводу, что истоки гипертонической болезни у взрослых могут формироваться именно в детском и подростковом возрасте.
Масштаб проблемы
Среди взрослого населения повышенное давление отмечается у 10-15% людей, а в возрастной группе 40-59 лет этот показатель достигает 25-30%. Учитывая, что гипертония у взрослых является фактором риска развития атеросклероза, инсульта, сердечной и почечной недостаточности, становится очевидной необходимость ранней диагностики и профилактики, начиная с детских лет.
Что такое первичная артериальная гипертензия у детей?
Гипертоническая болезнь хорошо изучена, и ее неврогенная природа не вызывает сомнений. У небольшой части детей давление повышается из-за поражения конкретных органов (почек, эндокринной системы) — это вторичная, или симптоматическая, гипертензия. Она может проявляться очень высокими цифрами давления даже в раннем возрасте.
Однако большинство детей и подростков сталкиваются с первичной артериальной гипертензией. Для нее характерно умеренное и непостоянное повышение давления, при котором серьезные изменения в сердце, почках или глазном дне обычно отсутствуют. Такая транзиторная гипертензия встречается у 4-15% обследованных, чаще у мальчиков. Среди подростков 15-17 лет она диагностируется у 10-12% юношей и 7-8% девушек.
В медицинской литературе это состояние описывается разными терминами: транзиторная гипертензия, вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу, нейроциркуляторная дистония, пограничная гипертония. Все они являются синонимами, но наиболее точным считается термин «первичная артериальная гипертензия».
Важно понимать, что это состояние — не болезнь в классическом смысле, а комплекс регуляторных сдвигов. Они могут стабилизироваться и в будущем привести к гипертонической болезни, но этот переход не обязателен. Во многих случаях через 2-3 года наступает выздоровление. Прогноз индивидуален и зависит от множества жизненных обстоятельств и стрессов, с которыми столкнется человек.
Причины и факторы риска
Ключевую роль в развитии первичной гипертензии играют психологические факторы и эмоциональный стресс. Особенности личности и тип реакции на стрессовые ситуации имеют большое значение. У подростков с невротическими чертами и акцентуациями характера чаще наблюдаются выраженные изменения в системе кровообращения.
Наследственность — еще один важный фактор. Отягощенная наследственность по гипертонии (когда болеют родители) выявляется примерно у половины подростков с повышенным давлением. Если учитывать бабушек и дедушек, этот показатель возрастает до 60-70%.
Среди других способствующих факторов:
- Гормональная перестройка и аффективная напряженность в подростковом возрасте.
- Гиподинамия (малоподвижный образ жизни) — один из основных предрасполагающих факторов. Она ведет к снижению адаптационных возможностей организма и часто сочетается с ожирением, которое напрямую связано с уровнем давления.
- Очаги хронической инфекции (например, в миндалинах) могут повышать реактивность сердечно-сосудистой системы.
- Избыточное потребление поваренной соли.
- Вредные привычки (курение, алкоголь), неблагоприятный психологический климат в семье, умственные перегрузки.
Симптомы и стадии
Часто повышенное давление у детей обнаруживается случайно, так как жалобы могут отсутствовать. Если симптомы есть, они носят невротический характер и непостоянны. Могут наблюдаться:
- Головные боли (примерно у 40%), обычно во второй половине дня, после школы. В каникулы часто проходят. Локализуются в лобной, височной, а на более поздних стадиях — в затылочной области.
- Головокружение, шум в голове (у 13-15%).
- Боли в области сердца колющего или давящего характера, часто связанные с волнением.
- Плохая переносимость жары, духоты, метеочувствительность.
- Повышенная раздражительность, эмоциональная лабильность, нарушения сна.
Заболевание протекает стадийно. В начальной стадии давление повышается умеренно (до 140-155 мм рт. ст.) и легко нормализуется в покое, во время отдыха и каникул. В последующей стадии подъемы давления более значительны (до 160-170 мм рт. ст.), нормализация происходит реже, могут появляться изменения на глазном дне.
Вторичная (симптоматическая) гипертензия
Если повышенное давление обнаруживается у ребенка раннего возраста, в первую очередь нужно исключить вторичную гипертензию. Она является симптомом заболеваний почек, сердца, эндокринной или нервной системы. Такая гипертензия часто носит злокачественный характер, поэтому крайне важно измерять давление детям как можно раньше. Своевременное лечение позволяет избежать тяжелых осложнений. В статье приводится пример, когда у ребенка 4 лет давление впервые измерили только на фоне инсульта, хотя симптомы наблюдались с года.
Как правильно измерить давление?
Диагностика начинается с правильного измерения. Для этого нужен исправный тонометр, хороший слух у измеряющего и строгое соблюдение методики.
Основные правила:
- За 30 минут до измерения исключить прием пищи, физическое напряжение, воздействие холода.
- Создать спокойную обстановку.
- Манжета накладывается на плечо на 2 см выше локтевого сгиба.
- Воздух нагнетается до уровня, на 20 мм рт. ст. превышающего момент исчезновения пульса.
- Спуск воздуха осуществляется со скоростью около 2 мм рт. ст. в секунду.
- Систолическое (верхнее) давление фиксируется при появлении первых тонов, диастолическое (нижнее) — при их исчезновении.
При сомнительных результатах измерение повторяют. Для интерпретации результатов необходимы возрастные нормы, с которыми следует сверяться. При любых отклонениях нужно обратиться к врачу.
Профилактика и немедикаментозное лечение
Основа профилактики и лечения — коррекция образа жизни и создание благоприятных условий.
1. Режим дня и условия в школе:
- Рациональное чередование труда и отдыха.
- Обязательные физкультминутки на 3-4 уроке для снятия утомления.
- Проветривание классов, борьба с шумом на переменах.
- Активный отдых на свежем воздухе во время больших перемен (особенно для детей с повышенным давлением). Это повышает насыщение крови кислородом и снижает гипоксию — одну из причин нарушений регуляции кровообращения.
2. Двигательная активность (кинезитерапия):
Борьба с гиподинамией — ключевой элемент. Назначаются:
- Лечебная физкультура.
- Дозированные циклические нагрузки: бег трусцой, ходьба, плавание, велотренинг.
- Плавание, особенно в морской воде, снижает тонус симпатической нервной системы.
- Занятия сочетают с массажем для более быстрой нормализации давления.
Физическая активность также помогает контролировать вес, что критически важно при сочетании гипертензии с ожирением.
3. Диета:
Ограничение поваренной соли до 5-6 г в сутки, снижение потребления жиров и легкоусвояемых углеводов.
4. Физиотерапия и другие методы:
- Водные процедуры: углекислые, хвойные, жемчужные, радоновые ванны, теплый душ.
- Электросон, электрофорез.
- Акупунктура (иглоукалывание) или ее домашний аналог — точечный массаж шиацу.
- Психотерапия: аутогенная тренировка, методы психологической разгрузки.
5. Организация домашних занятий:
На приготовление уроков должно уходить 1.5-2 часа (младшие классы) или 2.5-3.5 часа (старшие классы) с обязательными 5-10-минутными перерывами каждые 30-35 минут. Важен полноценный сон по возрасту.
Пониженное давление (гипотензия)
Гипотензия встречается у детей и подростков с той же частотой, что и гипертензия, но чаще у девушек. Она бывает физиологической, симптоматической (как признак другого заболевания, например, тонзиллита) и в форме вегето-сосудистой дистонии по гипотоническому типу.
При ВСД по гипотоническому типу жалобы схожи с гипертензией: слабость, сниженная работоспособность (особенно утром), головные боли. К вечеру состояние и давление обычно улучшаются. Рекомендации аналогичны: нормализация режима, устранение стрессов, лечебная физкультура, закаливание, водные процедуры, санация очагов хронической инфекции.
Заключение
Проблема артериального давления у детей и подростков требует внимания родителей, педагогов и врачей. Раннее выявление, правильная диагностика для исключения вторичных причин и комплексный подход, основанный на коррекции образа жизни, двигательной активности и психологического климата, являются залогом здоровья сердечно-сосудистой системы в будущем. Медикаментозное лечение назначается только врачом при необходимости и часто является дополнением к основным немедикаментозным методам.