Фильм «Дело было в Пенькове», вышедший на экраны в 1958 году, стал знаковым событием в советском кинематографе. Снятый по повести Сергея Антонова режиссёром Станиславым Ростоцким, он покорил зрителей не только своим сюжетом, но и драматичной историей создания. Картина едва не оказалась на полке из-за цензуры, и лишь настойчивость режиссёра, дошедшего до высокого партийного руководства, позволила фильму увидеть свет и обрести громкий успех.
Рождение звезды: Вячеслав Тихонов в неожиданной роли
Эта картина подарила стране новую кинозвезду — Вячеслава Тихонова. Несмотря на свой талант и аристократическую внешность, до «Пенькова» актёр не был широко известен. Его выбор на роль свободолюбивого и своенравного тракториста Матвея Морозова вызвал недоумение у критиков, которые ожидали увидеть в этой роли Сергея Гурзо. Однако Ростоцкий пошёл навстречу горячей просьбе самого Тихонова, который мечтал сыграть простого деревенского парня и доказать свой разносторонний талант.
Для полного перевоплощения актёр пошёл на жертвы: ему осветлили волосы перекисью водорода и «разделили» густые, сросшиеся брови, чтобы придать образу больше простоты и деревенской грубоватости. Его партнёршами по съёмочной площадке стали Светлана Дружинина и начинающая актриса Майя Менглет.
Сюжет: любовный треугольник и конфликт в колхозе
В центре сюжета — непростой характер главного героя, Матвея Морозова. Он — индивидуалист в мире коллективизма, работает когда хочет и не спешит связывать себя узами брака, хотя у него есть невеста, Лариса, дочь председателя колхоза (Светлана Дружинина). Размеренная жизнь в деревне Пеньково переворачивается с ног на голову с приездом нового зоотехника — серьёзной и целеустремлённой Тони Глечиковой (Майя Менглет).
Её прогрессивные идеи по преобразованию хозяйства и внутренняя сила привлекают Матвея, и между ними вспыхивает чувство. Лариса, чувствуя себя брошенной, начинает видеть в Тоне соперницу. Конфликт усугубляется местной самогонщицей Алевтиной, чей «бизнес» страдает из-за новых порядков, которые приносит с собой Тоня. Из мести Алевтина подстрекает Ларису на отчаянный шаг — отравить соперницу, но в последний момент та отступает. Матвей, узнав о заговоре, самовольно вершит суд, запирая Алевтину в погреб, за что в итоге получает тюремный срок.
По теме: Феромоны – потенциальные участники вашей сексуальной жизни .
Борьба с цензурой и открытый финал
Именно тема запретной, «аморальной» любви и самосуд главного героя стали камнем преткновения для худсовета. Чиновники от кинематографа сочли сюжет неприемлемым для советского зрителя. Только личное вмешательство режиссёра Станислава Ростоцкого, сумевшего доказать художественную ценность и жизненную правду картины на самом высоком уровне, спасло фильм от запрета.
Ещё одной смелой находкой создателей стал открытый финал. Зрителям не навязывается однозначная развязка, предоставляя возможность самим поразмышлять над дальнейшей судьбой героев. Эта неоднозначность сделала фильм предметом для долгих обсуждений и добавила ему глубины.
Подписывайтесь в раздел Загородный Life. Всё интересное о загородной жизни тут :)
Стоит еще зайти сюда: Отношения.
Источник статьи: Смотрим кино о загородной жизни: о чём фильм "Дело было в Пенькове"?.