Эволюция праздничного костюма горожан в Российской империи: от фрака до пиджака

Праздничный наряд городских жителей в Российской империи представлял собой сложный социальный маркер, который существенно отличался от повседневной одежды. Различия проявлялись не только в количестве предметов гардероба, но и в качестве тканей, богатстве декора, включая головные уборы и обувь. Костюмы дворянства и мещанства, естественно, контрастировали с крестьянским платьем. Важно подчеркнуть, что формирование городской моды в России в XVIII–XX веках происходило под значительным влиянием европейских, в особенности французских, тенденций.

Мужской костюм: от фрака к пиджаку

До середины XIX века центральным элементом праздничного гардероба дворянина являлся фрак. Этот предмет одежды был обязательным для визитов, посещения клубов и театров. Его отсутствие могло быть расценено как неуважение к хозяевам. Фрачный покрой лег в основу форменной одежды чиновников (вицмундиров) и офицерских мундиров. Однако во второй половине столетия фрак начал уступать позиции сюртуку, который отличался от него более практичным кроем без длинных фалд сзади. Со временем сюртук становился просторнее и длиннее, напоминая современное пальто. К концу XIX века в моду уверенно вошел пиджак — изначально английская новинка, считавшаяся недостаточно солидной и подходящей скорее для молодежи из-за своей укороченной длины. Тем не менее, на рубеже веков пиджак практически полностью вытеснил сюртук из повседневного обихода.

Несмотря на это, фрак сохранял статус официального выходного костюма для особо торжественных случаев. Яркой иллюстрацией служит встреча великой княгини Елизаветы Федоровны в Архангельске в 1913 году. Состоятельным горожанам предписывалось явиться во фраках, шелковых жилетах и лаковых туфлях, в то время как простым обывателям рекомендовался более скромный наряд: кафтан, сапоги и картуз. Еще одним вариантом парадного костюма была так называемая визитка.

Детали и аксессуары

Фраки и сюртуки носили с нарядными рубашками и сорочками, украшенными оборками, рюшами и жабо. Поверх них надевали накладные воротники, которые дополняли шейными платками и галстуками. В моде было ношение сразу двух галстуков или платков контрастных цветов. Мужские галстуки той эпохи могли быть весьма объемными — часто это были шелковые или атласные косынки, завязанные пышным бантом или узлом, концы которого либо прятали под жилет, либо оставляли на виду.

Нижняя и верхняя одежда

С пиджаками и сюртуками сочетались панталоны и брюки. Разница в фасонах была незначительной: панталоны, как правило, были чуть уже. К концу XIX века брюки окончательно вытеснили панталоны из мужского гардероба.

В качестве верхней одежды использовались шинели и пальто. Четкой границы между этими понятиями не существовало: офицеры чаще носили пальто, а чиновники — шинели. Оба вида одежды могли иметь одну или несколько пелерин — коротких накидок для защиты от холода и непогоды.

Парадной верхней одеждой также служил плащ. Исторически плащом называлась широкая накидка без рукавов. Традиционные модели были утепленными, с меховой подкладкой, воротником и отворотами. В конце XIX века в моду вошла крылатка — особая разновидность мужского плаща с пелериной. Обязательным атрибутом гардероба знатного человека была и дорогая меховая шуба.