Эволюция праздничного гардероба горожанок: от салопов до мантилек

Мода женского городского костюма — платьев, блузок, юбок — была непостоянной и менялась практически каждые десять лет. Многие элементы гардероба, популярные у дворянок в прошлом, со временем полностью вышли из употребления. Например, к концу XIX века такие виды верхней одежды, как салоп и бурнус, стали восприниматься как символы бедности, мещанства и плохого вкуса. Ещё одним важным рубежом стал 1914 год, после которого женщины массово отказались от ношения корсетов, что ознаменовало новый этап в истории моды и освобождение от стесняющих тело форм.

Особенности праздничного наряда

Праздничные платья выделялись на фоне повседневных не только материалом, но и сложностью кроя, обилием декоративных элементов и аксессуаров. Особой популярностью пользовались разнообразные накидки, которые были обязательным дополнением к выходному туалету. Среди них можно выделить:

  • Мантилька — элегантная короткая накидка, не имеющая рукавов.
  • Тальма — длинная безрукавная накидка, своё название получившая в честь французского актёра, введшего её в моду.
Эти детали гардероба подчёркивали статус и следование актуальным тенденциям.

Обязательные аксессуары и головные уборы

Для женщины из высшего общества было немыслимо появиться в свете без шляпки — это считалось признаком дурного тона. Поэтому в её гардеробе обязательно присутствовала целая коллекция головных уборов: разных фасонов, высоты, цветов, обильно украшенных лентами, цветами, перьями и другими деталями. Современники, например, отмечали, что жительницы Архангельска внимательно следили за столичными модными веяниями. На городских бульварах можно было встретить дам в шляпках, «по своей новомодности нисколько не отстающих от столицы». Помимо шляп, неотъемлемыми элементами образа считались перчатки (как длинные, так и короткие), изящные веера, шали и другие аксессуары, завершавшие ансамбль.

Популярные ткани в гардеробе дворянок

Выбор материала для одежды также был важной составляющей моды. Среди дворянок Архангельской губернии особым спросом пользовались следующие виды тканей:

  • Фуляр — лёгкая шёлковая ткань, из которой чаще всего изготавливали платки для головы, шеи и носа.
  • Канифас — практичная хлопчатобумажная ткань в полоску.
  • Сарпинка — тонкая хлопчатобумажная ткань, обычно с клетчатым узором.
  • Бареж — воздушная шерстяная или шёлковая ткань с узорами, идеальная для платьев и блузок.
  • Гродетур — плотная шёлковая ткань, от названия которой позже произошло искажённое слово «гарнитур».
  • Кашемир — тонкая и мягкая ткань из шерсти или полушерсти.
  • Прюнель — прочная шерстяная или шёлковая ткань, часто использовавшаяся для изготовления женской обуви.
  • Кастор — разновидность плотного сукна, применявшаяся для пошива шляп и перчаток.
Использование этих материалов не только демонстрировало достаток, но и позволяло создавать наряды, соответствующие последним модным требованиям.