Фелисьен Ропс: бунтарь, символизм и скандальное искусство XIX века

Фелисьен Ропс — бельгийский гравёр, живописец и иллюстратор, чьё творчество стало вызовом лицемерной морали XIX века. Современник Клода Моне и близкий друг поэта Шарля Бодлера, он родился в Намюре и всю жизнь оставался верен своему бунтарскому духу.

На этой фотографии Фелисьену Ропсу 33 года — возраст, когда его творческий путь уже был полон смелых экспериментов.

Эрудиция Ропса поражала современников: он свободно обсуждал искусство, литературу и философию с ведущими интеллектуалами эпохи. Художник отвергал компромиссы, заявляя, что не терпит «тёплой серединки» ни в жизни, ни в творчестве. В эпоху, когда многие авторы лишь намёками касались запретных тем, Ропс шокировал публику откровенными, но глубоко продуманными образами, исследующими человеческую природу во всей её сложности.

«Песня херувима», 1878 год. Эта работа входит в цикл из 114 рисунков, посвящённых «человеческой комедии» и нравам XIX столетия. Выполнена в смешанной технике: акварель, гуашь, цветные карандаши и уголь.

Несмотря на происхождение из обеспеченной семьи и брак по любви с девушкой своего круга, Ропс сознательно дистанцировался от буржуазного образа жизни. Он открыто критиковал этот класс, называя его «самым сплочённым, самым глупым и жестоким общественным классом XIX века».

Творческий путь Ропса начался с карикатуры, что идеально соответствовало его бунтарскому характеру. Он сотрудничал с сатирическими журналами «Дьявол в салоне» и «Крокодил». При этом художник избегал привязки к каким-либо политическим фракциям или художественным течениям. Свобода самовыражения и независимость суждений стали его жизненным кредо.

Обложка журнала «Дьявол в салоне». Ропс изобразил себя в виде дьявола-критика искусств, создав остроумную карикатуру на собственную персону.

Со временем Ропс перешёл от карикатуры к иллюстрации литературных произведений, освоив литографию и офорт. Знакомство с Шарлем Бодлером переросло в глубокую творческую дружбу. Художник иллюстрировал сборники стихов поэта, а их духовная близость, по словам Ропса, ощущалась «на клеточном уровне». Оба были денди, бунтарями против усреднённости, исследователями маргинальных сторон жизни — от трущоб до темы сексуальной эксплуатации, которую они связывали с греховностью, болезнью и смертью. Их дружба длилась до кончины Бодлера в 1867 году.

«Танцующая смерть», 1865 год. Работа выполнена жирным карандашом и белым мелом. Смерть здесь предстаёт в соблазнительном образе женщины с шляпкой, перчатками, чулками и прозрачной юбкой — аллегория тщетности и порока.

Личная жизнь Ропса также была далека от буржуазных условностей. Изначально он договорился с женой о трёх месяцах в году для творческой работы в Париже, считая этот город essential для своего развития. После трагической смерти дочери он окончательно переехал в столицу Франции, оставив семью. Его жена Шарлотта осталась воспитывать сына в родовом замке Тозэ, а сам Ропс начал новую жизнь в Париже практически без средств.

Обратите внимание: Как правильно женщине добиться внимания от своего мужчины.

В Париже его ждал неожиданный поворот: он познакомился с двумя сёстрами-модельерами, Леонтин и Орели Дюлюк, которые обе в него влюбились. Вместо соперничества они построили общую жизнь втроём, которая продлилась более 30 лет. Каждая из сестёр родила Ропсу ребёнка. Сын прожил лишь несколько дней, а дочь Клэр стала для отца большой радостью. Семья жила в доме под Парижем под названием «La demi-lune» («Молодая луна»), который стал культурным салоном для встреч художников, писателей и издателей.

Леонтин и Орели Дюлюк, владелицы модного дома. Ропс даже сопровождал их в Америку в качестве советника для открытия представительства в Нью-Йорке. Этот союз, основанный на взаимной любви и уважении, продлился более трёх десятилетий.

Сохранив парижскую мастерскую, Ропс продолжал совершенствовать технику офорта и создавать работы, обличающие пороки общества. Если его раннее творчество было близко к реализму, то поздние произведения всё чаще относят к символизму, где каждый образ наполнен глубоким философским подтекстом.

«Портрет антверпенской старухи», 1873 год. Масло по дереву.Серия гелиогравюр «Сатанинские». «Распятие», 1882 год.

Самое известное произведение Ропса — «Порнократес» или «Дама со свиньёй», созданное в 1878 году. Название отсылает к понятию «порнократия» — власти куртизанок. Художник изображает современную женщину: полуобнажённую, в соблазнительных аксессуарах, попирающую символы классических искусств — скульптуру, музыку, поэзию и живопись. С завязанными глазами она слепо следует за свиньёй — животным, которое в культурной традиции ассоциируется с ненасытной сексуальностью. Этот образ стал мощной критикой общества, где поверхностные ценности берут верх над истинным творчеством.

Фрагмент этой картины теперь украшает вывеску Музея Фелисьена Ропса в Намюре.

В поздний период Ропс увлёкся пленэрной живописью под влиянием импрессионистов, создавая атмосферные пейзажи во время путешествий.

«Пляж Хейст. Бельгийское побережье. Северное море», 1893 год.

Когда границы вновь откроются для путешествий, перед нами появится множество возможностей открыть для себя не только хрестоматийные достопримечательности, но и малоизвестные культурные маршруты.

Знакомство с творчеством Фелисьена Ропса — это встреча с художником, который смело бросил вызов своей эпохе. Если вы окажетесь в Бельгии, обязательно посетите Намюр и Музей Фелисьена Ропса. Его наследие — это уникальный взгляд на искусство, где красота, эротика и критика общества переплетаются в мощных, запоминающихся образах.

Больше интересных статей здесь: Отношения.

Источник статьи: А вы знакомы с Фелисьеном Ропсом, самым скандальным художником своего времени.