В эпоху династии Сун (960–1279 гг.) философ Чжу Си (1130–1200) систематизировал и развил учение неоконфуцианства, которое впоследствии легло в основу государственной идеологии Китая. Его идеи оказали глубокое влияние на формирование многих эзотерических и теософских концепций, включая фэн-шуй.
Основные философские концепции
Чжу Си предложил логичную модель мироздания, объясняющую происхождение материи и энергии, воздействующей на человека. Согласно его учению, основой всего сущего являются неделимые духовные элементы — «монады», представляющие собой Абсолютное Ничто. Это первоначальное состояние является источником и первопричиной всего видимого мира. При переходе из вечности во время оно порождает Вселенную, наполняя её жизнью.
Этот процесс одушевления описывается как дыхание, несущее жизненную энергию — «Ци». Дыхание природы состоит из двух фаз: вдоха и выдоха. Вдох символизирует покой, умиротворение и воплощает женское, земное начало (Инь). Выдох олицетворяет активность, напряжение и мужское, небесное начало (Ян).
Вселенная, включая человека, животных, растения и минералы, была создана в соответствии с устойчивыми законами порядка — «Ли». Эти законы поддерживают гармонию и баланс в природе.
Взаимодействие Ци, Ли и Су
Постоянное взаимодействие энергии «Ци» и законов «Ли» подчиняется строгим математическим принципам, которые отражены в специальных диаграммах. Эти диаграммы, обозначаемые как «Су», представляют собой числовые пропорции Вселенной. Важно понимать, что сами по себе Ци, Ли и Су не воспринимаются напрямую. Человек может наблюдать их только через материальные проявления — в формах и очертаниях физического мира.
Изучением этих видимых форм природы, названных «Инь», занималось отдельное философское направление, позже объединённое под общим названием «геомантия» — искусство предсказания по знакам и конфигурациям.
Природа как живой организм
Согласно китайской философии, природа — это единый дышащий организм. Циклы вдоха и выдоха, представляющие мужское и женское начала, порождают ритмичную пульсацию жизни. Этот процесс постоянного перехода от небытия (Ничто) к бытию (выдох, Ян) и обратно к небытию (вдох, Инь) лежит в основе понимания жизни и смерти.
Эта пульсация формирует «шесть состояний атмосферы» или «шесть состояний природы»: холод, жару, засуху, дождь, ветер и огонь. Эти состояния, в свою очередь, соотносятся с пятью планетами, пятью материальными элементами и 24 сезонами китайского календаря.
Отражение небесного на земном
Расположение и движение небесных сил находят своё прямое отражение в ландшафте Земли. Места, где энергия Ци проявляется особенно сильно, отмечаются изменениями рельефа — холмами, изгибами рек, очертаниями гор. Эти формы китайская традиция связывает с мифическими животными-хранителями: Зелёным Драконом (мужское начало, Восток) и Белым Тигром (женское начало, Запад).
ЛИ — Законы природы
Всё земное имеет свой небесный прообраз. Небо — это идеальное начало, а Земля — его материальное воплощение. Звёздное небо отражается в горных хребтах, а Млечный Путь — в руслах рек и океанах. Солнце символизирует мужское начало (Ян), Луна — женское (Инь), а пять планет соответствуют пяти элементам.
Это иллюстрирует фундаментальный закон: «то, что внизу, аналогично тому, что вверху». Фэн-шуй и является тем инструментом (ключом), который позволяет расшифровать эти небесные «письмена» и применить их знание на Земле.
Принципы взаимодействия Неба и Земли
1. Небо управляет Землёй. Влияние Солнца и Луны определяет 12 знаков зодиакального цикла (соотнесённых с животными китайского календаря) и 28 лунных домов, разделённых между четырьмя сторонами света и их мифическими покровителями: Зелёным Драконом (Восток), Чёрной Черепахой (Север), Белым Тигром (Запад) и Красным Фениксом (Юг).
Пять планет (Юпитер, Венера, Сатурн, Марс, Меркурий) также связаны с цифровыми циклами, временами года, сторонами света, элементами и человеческими добродетелями (например, Юпитер — Дерево, Восток, Весна, Добродушие). Вместе с Солнцем и Луной они образуют семь властителей времён года.
Годовой цикл делится на 24 сезона (например, «Начало весны», «Плодородные дожди», «Большой мороз»), каждый из которых привязан к положению Солнца в зодиакальных созвездиях.
Особую роль в определении времени и благоприятных мест для строительства играет созвездие Большой Медведицы. Его семь звёзд, вращаясь вокруг Полярной звезды, подобно часовой стрелке, помогают выделить 24 сезона года.
2. Небо и Земля влияют на все живые организмы. Это знание, например, используется в лунном календаре для планирования сельскохозяйственных и бытовых дел.
3. Существование живых зависит от доброй воли и влияния умерших. Этот принцип отражает глубокое уважение к культу предков, основанное на вере в продолжение существования душ после физической смерти.
СУ — Математические пропорции природы
Более двух тысяч лет назад китайские мудрецы начали использовать символические диаграммы для описания мироздания. Они признавали полярность Неба (Ян) и Земли (Инь). Согласно легенде, братья Хси и Хо по велению императора Яо создали календарь, в котором элементарные силы природы (гроза, ветер, огонь, гора, вода) были представлены в виде триграмм.
Изначальная «пренатальная» схема триграмм отражает идеальную систему полярности сил. Однако, поскольку природа динамична и подчинена ритмам, её структура постоянно меняется, что отражено в «постнатальной» схеме. Именно она составляет математическую основу для расчётов в фэн-шуй.
Главная цель фэн-шуй — гармонично соединить два мира (Небо и Землю), как и два начала (Ян и Инь). Поэтому его часто переводят как «ветер и вода», что несёт в себе более глубокий смысл:
- Фэн (ветер): символизирует неуловимость, движение, активность, является носителем духовной энергии.
- Шуй (вода): олицетворяет уверенность, стабильность, спокойствие, сохраняет и воплощает энергию в материальном мире.