Фрейдистский анализ женских персонажей в фильме «Три плюс два»: Эрос и Танатос на пляже

Продолжаю исследовать скрытые смыслы в, казалось бы, простых сюжетах. Возможно, эти смыслы были заложены изначально, а может быть, мы находим их благодаря современному взгляду.

Ранее мы рассмотрели, как трое мужчин в фильме могут олицетворять три части психики по Фрейду: Ид, Эго и Супер-эго. Теперь обратимся к женским персонажам, которые вносят в историю динамику и конфликт.

Две энергии: созидание и разрушение

В противовес мужскому трио, на пляж прибывают две героини: Актриса кино и Артистка цирка. Их появление на скромном «Запорожце» (контрастирующем с «Волгой» Физика) сразу задаёт иную тональность. С точки зрения психоанализа, их можно рассматривать как воплощение двух фундаментальных влечений, описанных Фрейдом.

Артистка цирка: Воплощение Танатоса

Артистку цирка логично связать с энергией деструкции, инстинктом смерти — Танатосом. Её поведение последовательно направлено на нарушение порядка и создание хаоса:

  • Она сразу вступает в конфронтацию с мужским трио, оспаривая их право на место.
  • Заставляет Эго (Физика) рыть яму, что можно трактовать как символическое погружение в бессознательное. Найденные артефакты — возможно, намёк на вытесненные воспоминания или древние комплексы.
  • Настойчиво делит пространство, отвергая компромиссные предложения Актрисы.
  • Целенаправленно разрушает «сухопутные границы» — символические барьеры, установленные Эго.
  • Игнорируя предупреждения Ид (Ветеринара) об опасности солнца, она «обгорает», что можно интерпретировать как саморазрушительное поведение, и использует это состояние для манипуляции.
  • Её сон о цирке наполнен тёмными тонами и образами, где мужские персонажи превращаются в диких животных, а симпатичный ей Эго подвергается нападению.
  • Инициирует «исчезновение» — психологическую игру, которая расстраивает всех и временно разрушает хрупкое равновесие в группе.

Её визуальный образ также работает на эту концепцию: тёмные волосы, длительное пребывание в затемнённой палатке. Она даже сравнивает человеческие отношения с дрессурой, подчёркивая механистичный и манипулятивный подход. Естественным союзником для неё становится Специалист по животным (Ид), что символично объединяет работу с инстинктивным началом.

Актриса кино: Воплощение Эроса

В противоположность ей, Актриса кино представляет энергию жизни, любви и созидания — Эрос. Её действия направлены на гармонизацию и объединение:

  • Она помогает найти записку, подтверждающую права на место, то есть апеллирует к правилам и порядку.
  • При возникновении конфликта предлагает цивилизованное решение — сменить место, стараясь избежать ссоры.
  • Её «поход за хлебом» становится актом сближения и построения позитивных отношений с Ид (Ветеринаром), к которому у неё позже возникает искренняя симпатия.
  • Первоначально она уважает установленные границы.
  • С теплотой и благодарностью вспоминает, как за ней присмотрели, когда она далеко заплыла.
  • Проявляет заботу о подруге, выполняя её поручения.
  • В финале открыто осуждает деструктивные выходки Артистки цирка.

Её образ построен на светлых тонах.

Обратите внимание: Как определить характер девушки по фантикам.

Важна и её фоновая история: доверительные отношения в семье и уважение к отцу, что указывает на здоровое развитие Супер-эго. В итоге она образует пару с Дипломатом (Супер-эго), что символизирует союз созидательного начала с морально-этическим контролем, стремящимся сглаживать противоречия.

Развязка и роль Супер-эго

Игра в «исчезновение», инициированная Танатосом, получает разную оценку от мужских персонажей. Однако именно мудрые и дипломатичные действия Супер-эго (Дипломата) приводят к воссоединению пар. Интересно, что сам Супер-эго, будучи носителем высоких принципов и строгой программы поведения, не образует романтической пары с другими энергиями напрямую. Его функция, возможно, реализуется в полной мере лишь через сублимацию — перенаправление энергии в социально приемлемое русло, в данном случае в роль миротворца.

Отдельного внимания заслуживает символика места действия — побережья. Фрейд придавал большое значение символам, связанным с водой (океан бессознательного, поток эмоций). Но это тема для отдельного глубокого анализа.

Первая часть - Фрейдовские Ид, Эго, Супер-эго и фильм «Три плюс два»

Уважаемый читатель, важно понимать, что данный разбор — это прежде всего интеллектуальное упражнение. Он призван, с одной стороны, показать, как художественные образы могут быть интерпретированы через призму психологических концепций (иногда с определённой долей условности), а с другой — наглядно продемонстрировать, как универсальные психические явления, описанные в теориях, находят отражение в популярной культуре. Ведь психологические мотивы пронизывают все сферы жизни и искусства.

На мой субъективный взгляд зрителя, «Три плюс два» остаётся одним из самых тёплых, светлых и уютных фильмов своей эпохи, чьё обаяние лишь усиливается от подобных аналитических разборов.
Благодарю за внимание!

Буду рад, если вы подпишетесь на мой канал и будете заглядывать сюда. Ваша обратная связь — лучшая мотивация для создания новых материалов.

#комедии ссср #фильмы и актёры #социальная психология #фрейд

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Фрейдизм и фильм «Три плюс два»: девушки.