Гаджетомания: как уменьшить страсть к смартфонам и планшетам, не запрещая, - работающие методы

Как не бороться с гаджетоманией у детей, а просто управлять их временем общения со смартфонами, компьютерами и планшетами? И почему запрещать - плохо? На эти вопросы ответила педагог со стажем Светлана Булгакова. Методы проверенные. Стоит изучить.

«Мой ребенок не выпускает из рук телефон! Как с этим бороться?». Эту и подобные фразы мы часто слышим от родителей современных детей и подростков, ведь гаджеты уверенно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Только далеко не каждый взрослый осознает свою личную ответственность за то, что этот самый телефон или планшет он вложил когда-то в руки своего ребенка самостоятельно и по собственной воле.

Итак, «Гаджет-тайм» и другие методы, которые помогают эффективно управлять временем общения ребенка с гаджетами к вашему вниманию

Светлана Булгакова, академический директор DEC life school

В нашей школе, DEC life school, мы не «боремся» с этой проблемой, ведь борьба порождает сопротивление. Мы разработали несколько действенных методов, которые позволяют эффективно управлять временем общения детей с гаджетами, и которые мы можем смело рекомендовать всем родителям. В основе всех наших методов лежит главный принцип – договориться, и найти решение, которое устроит обе стороны. Счастливый и здоровый ребенок – главная цель в этом «поединке».

Метод «Гаджет-тайм» как самый эффективный способ ограничить гаджеты в жизни детей

Одним из наиболее действенных решений стал «гаджет-тайм». Это четко выделенное время на перемене, которое дети могут провести наедине со своими гаджетами, используя их на свое усмотрение. В начале учебного дня, при входе в школу, каждый ребенок оставляет свои гаджеты на хранение в специальном «гаджет-боксе». Все дети четко усвоили это правило и соблюдают его без каких-либо сопротивлений. Дети могут пользоваться своими гаджетами либо в случае необходимости (звонок родителям или няне) с разрешения учителя, либо во время гаджет-тайма.

Как именно «гаджет-тайм» мы ограничиваем во времени?

По нормам Всемирной Организации Здравоохранения для сохранения здоровья детской психики, дети школьного возраста должны получать доступ к любому экрану (телефон, планшет, ноутбук, телевизор) в следующих временных рамках:

  • 3 – 7 лет: 15 – 30 минут в день;
  • 7 – 10 лет: 30 – 50 минут в день;
  • 11 – 18 лет: 1 – 3 часа в день.

Причем в это время входит любая работа с гаджетами: как для учебной деятельности, так и для развлечений. Поэтому мы учим детей распределять время с гаджетами и для учебы, и для игры. Также мы постоянно объясняем детям, что ограничения во времени работы с гаджетами – это не запрет, а забота о их здоровье. Благодаря системной разъяснительной работе наши ученики даже сами предложили сделать «День без гаджетов», который мы иногда практикуем.

Метод «Прими решение сам»

Мы учим наших студентов не только эффективно планировать свой день, но и правильно распоряжаться своими финансами. У нас есть местная валюта, «дэки», которую дети могут зарабатывать в течении дня, выполняя разные задания, а потом тратить на интересные лоты и призы.

Одним из лотов является «Дополнительный гаджет-тайм». Его можно купить только в начале учебного дня и использовать в течении этого же дня на переменах. «Дополнительный гаджет-тайм» нельзя использовать вместо уроков и секций или приобретать во второй половине дня. Почему? Данные правила развивают у детей навыки тайм-менеджмента, которые очень пригодятся им в будущем. И что более важно, дети учатся принимать решение о том, на что они готовы потратить непросто заработанные «деньги»: на лишние 15 минут игры с гаджетом или все же на другой интересный лот.

Как этот метод можно использовать дома?

Договоритесь со своим ребенком о «вознаграждениях» за определенную работу или помощь по дому, которую он выполняет. Заработанные «вознаграждения» он сможет тратить на подарки, развлечения вне дома или дополнительное время с гаджетом. Ребенок начнет чувствовать себя взрослым, и понимать, что есть время, когда он должен зарабатывать деньги, и время, когда он может их тратить. Кроме того, он начнет осознавать разницу в ценности тех или иных призов и поощрений.

Метод «Ретро-гаджеты»

Этот метод мы начали использовать в школе относительно недавно, и помогли нам в его «изобретении» сами дети. В какой-то момент они стали приносить в школу вместо телефонов «тетрисы». Тогда, мы осознали, что совершенно не важно, какой гаджет в руках у ребенка, главное – эмоции, которые он получает от игры с ним.

Мы начали показывать детям «гаджеты из прошлого», которые им уже не удалось застать: кассетные плееры, диктофоны, плееры с дисками, кнопочные телефоны с играми. Дети в восторге о такой альтернативы, ведь никогда в жизни не видели подобного «раритета». И с удовольствием учатся ими пользоваться и играть. «Экраны» мы заменили другими устройствами, которые развивают любознательность и желание узнать больше об истории механики.

Загляните и вы на чердак или в кладовку. Возможно, там сохранились ваши «старые игрушки», которые еще не видели ваши дети. Знакомство с «вашим детством» и вашим опытом принесет им колоссальное удовольствие.

Метод «Помним о продуктивности»

Безусловно, дети получают огромное удовольствие от использования гаджетов, но для нас, взрослых, важно, в каких целях они их используют. Мы задали нашим студентам разного возраста один вопрос: «Для чего ты используешь время на гаджет-тайме?».

Вот, какие ответы мы получили:

  • Марк, 7 лет: «На гаджет-тайме я играю в свою любимую игру – Minecraft! Я очень люблю строить!»
  • Боря, 10 лет: «Иногда, я играю в Minecraft, а, иногда – создаю свой сайт. Все зависит от настроения».
  • Ксюша, 10 лет: «Во время гаджет-тайма я снимаю видео для своего YouTube-канала!»
  • Вася, 13 лет: «Я трачу время на разработку своей программы. На нее уходит очень много времени, поэтому, я иногда продолжаю работу дома».

Ограниченность во времени контакта с гаджетами дает возможность ребенку осознать, на что он тратит это время, и задуматься о продуктивности потраченного времени. Если маленькие дети, у которых преобладает игровая деятельность, еще тратят его на игру, то подростки используют время уже более эффективно, для создания собственных проектов.

Обсудите с своим ребенком разные варианты использования гаджетов. Предложите ему записаться на курсы по программированию, digital storytelling или видеоблоггингу, тогда его время, проведенное за «экраном», станет более продуктивным и интересным.

«Замена впечатлений» как метод ограничения влияния гаджетов

Очень часто дети просят в подарок именно гаджеты. Виртуальный мир дарит им эмоции, которые получить в реальном мире намного сложнее, ведь для этого нужны впечатления.

Лучший подарок для вашего ребенка – это время, проведенное с вами!

Наполните его новыми впечатлениями и эмоциями, и тогда он не будет испытывать острой потребности во впечатлениях из виртуального мира.