Как пятилетний сын мамы-блогера запустил свой бизнес на ферментированном чае: уроки проектного обучения

Автор Ольга Фанагей-Баранова, мама четырех сыновей и организатор детских фестивалей, делится удивительной историей о том, как её пятилетний сын Степан самостоятельно затеял бизнес-проект. Она раскрывает секреты естественного развития ребёнка через увлекательную проектную деятельность, инициированную самим малышом.

Ольга Фанагей-Баранова, мама четырёх сыновей, блогер, организатор детских книжных фестивалей

В продолжение темы о спонтанном развитии детей на природе, я хочу рассказать об одном важном педагогическом открытии. Для современных специалистов это аксиома, а для меня, как для мамы-практика, стало настоящим откровением: наиболее эффективный способ развития ребёнка — это проектная деятельность. Особенно если проект рождается из собственной инициативы и интереса самого ребёнка.

Пробуждение предпринимательского духа

Всё началось с неожиданного заявления моего пятилетнего сына Степана перед сном: «Буду зарабатывать деньги». На вопрос «Зачем?» он честно ответил, что пока не знает, но идея самого процесса заработка его захватила. Его предпринимательская фантазия тут же заработала на полную мощность, породив поток бизнес-идей:

  • Продажа шаров из грязи друзьям, которым родители не разрешают пачкаться.
  • Работа почтальоном на велосипеде, чтобы улучшить навыки чтения.
  • Карьера электрика, ведь он не боится высоты.
  • Ловля змей и продажа их яда.
  • Создание и продажа мороженого из сока и льда.
  • Организация цирка в селе после изучения трюков.
  • Перепродажа товаров с наценкой.
  • И, наконец, отчаянное: «Может, всё-таки кто-нибудь купит мой рисунок?!!!!»

Любая его идея, начинавшаяся со слов «Я сделаю», теперь автоматически заканчивалась «и продам».

Испытание для мамы: сдерживать стереотипы

Быть матерью юного бизнесмена — это настоящее испытание на прочность. Мне постоянно приходилось ловить себя на том, что на язык просятся фразы из моего детства: «чтобы заработать, нужно тяжело работать», «сначала долго учись», «зарабатывают только взрослые», «перепродавать — нехорошо». Это была «прошивка» от моих родителей, которая рвалась наружу. Удержать эти слова внутри стало для меня важным личным уроком и шагом в росте как мамы. Но вернёмся к Степе.

Выбор проекта: «Операция «Вишня»

В итоге Степан остановился на конкретной идее: «Я решил делать чай из ферментированной вишни, как мы с тобой делали в прошлом году». На самом деле, процесс в прошлом году вела в основном я, а он лишь наблюдал. Но я согласилась: «Вперёд, сын!». Так я воочию увидела, что значит «учиться в деле».

Перед пятилетним ребёнком встала сложная задача: самоорганизация, тайм-менеджмент и понимание многоэтапного алгоритма. Процесс ферментации вишни длится около недели и включает сбор, завяливание, заморозку, ферментацию и сушку. В одном этом проекте сплелись основы биологии, химии и экологии, ведь мы обсуждали каждую возникающую у него тонкость.

Неожиданные уроки: от геометрии до счёта

Где же здесь геометрия, спросите вы? А в оптимальном раскрое листа крафт-бумаги для будущих пакетиков чая! Степе пришлось придумать, как склеить экологичные пакеты (целлофан мы не используем по принципам), что стало для него нетривиальной задачей.

Конверты нужно было подписать и украсить. Это подтолкнуло Степана, который научился читать самостоятельно, к активной практике письма. А ещё появилась острая необходимость в счёте — ведь «денежки счёт любят». Так, в процессе, он легко освоил счёт десятками, чтобы правильно давать сдачу. Я объясняла не тогда, когда считала нужным, а тогда, когда у него возникла реальная потребность. Эффективность такого обучения не сравнить со скучной обязаловкой. Теперь наша любимая дорожная игра — устный счёт «десятки и единицы», где мы задаём друг другу задачи. Это игра на равных, где и мне приходится тренировать мозги, выполняя его задания.

Основы экономики для дошкольника

Естественным образом Степан столкнулся с азами экономики. Ему пришлось продумывать весь производственный цикл, считать затраты и формировать цену, учитывая свои трудозатраты и рыночную стоимость. Едва начав сбор сырья, он озаботился вопросом: «А как покупатели узнают о моём чае?». Так мы обсудили концепцию рекламы, и я рассказала ему о возможностях интернета и своей страницы в Facebook как рекламной площадки.

Самое забавное, что первую партию чая он успешно распродал самостоятельно, обойдя соседей, среди которых оказались настоящие чаеманы.

Главный урок для мамы

Чтобы юный предприниматель не обобрал всех добрых соседей, я разместила пост о предзаказе его вишнёвого чая в соцсетях. Отклик был ошеломляющим. Степану сразу пришлось задуматься о «масштабировании бизнеса» и «найме сотрудников» (в лице мамы). Мы обсудили формы оплаты труда — почасовую и процент от прибыли. Казалось бы, экономическое образование в самом разгаре.

Но главный урок получила я. Никаких предзаказов с пятилетним ребёнком! Ответственность за взятые обязательства — это непосильная нота для его возраста. Интересы малыша переменчивы: сегодня — чайный магнат, завтра — уличный музыкант, а послезавтра деньги могут вообще перестать его интересовать. А маме потом приходится «отдуваться» за данную рекламу.

Самое сложное — вовремя остановиться и вспомнить, что каждый человек, даже ребёнок, имеет полное право начать дело и так же легко его оставить. Особенно если этот человек — ребёнок. Его проект — это игра, познание и развитие, а не контракт с жёсткими дедлайнами.

фото: личный архив автора