Доктор философии и психолог Питер Лангман посвятил более 15 лет глубокому изучению личности и мотивации так называемых «школьных стрелков» (скулшутеров). Его практический опыт включает работу с десятками подростков, демонстрировавших опасное поведение, что позволило предотвратить ряд возможных нападений.
Психолог Питер Лангман
Эксперт активно делится своими знаниями через специализированный сайт, адресованный сотрудникам правоохранительных органов, педагогам, специалистам в области психического здоровья и всем, кто стремится повысить безопасность в учебных заведениях.
На какие тревожные сигналы стоит обратить внимание?
1. Утечка информации и поиск соучастников
Часто подросток, планирующий нападение, испытывает внутреннюю потребность поделиться своими замыслами. Волнение от грядущих событий может пересилить желание сохранить тайну. Потенциальные агрессоры могут обсуждать планы со сверстниками в поисках поддержки, хвастаться «смелостью» в соцсетях или даже предупреждать знакомых, чтобы те избегали школы в определённый день. Критически важно выстраивать с детьми доверительные отношения, чтобы они без страха сообщали взрослым о подобных разговорах.
Преподавателям, также как и родителям важно разговаривать с детьми и подростками, и не только на учебные темы
2. Прямые и публичные угрозы
Истории известны многочисленные случаи, когда будущие скулшутеры открыто угрожали расправой. Например, Михаэль Карнеаль в 1997 году заявлял одноклассникам о «дне расплаты», а 11-летний Эндрю Голден кричал в столовой: «Вы все умрете!». К сожалению, такие заявления часто воспринимаются как шутка или бравада, особенно исходящие от молодых подростков. Окружающим сложно поверить, что ребёнок или подросток способен на реальное насилие, что приводит к фатальной недооценке угрозы.
3. Восхищение предыдущими нападениями и субкультура колумбайнеров
Тревожным знаком является активный интерес и одобрение уже совершённых школьных расстрелов. Например, Эндрю Вурст, устроивший стрельбу в своей школе, ранее восхищённо смотрел записи других нападений. Особую озабоченность вызывает субкультура «колумбайнеров», романтизирующих perpetrators нападения в школе «Колумбайн» 1999 года. Последователи могут цитировать их, подражать стилю, делиться их идеологией. По некоторым данным, только в России насчитываются десятки тысяч подростков, вовлечённых в эту субкультуру. Хотя не каждый из них станет преступником, такое увлечение требует внимательного отношения со стороны взрослых.
Эрик Харрис и Дилан Клиболд, устроившие в 1999 г. массовое убийство в школе «Колумбайн»
4. Патологический интерес к оружию и взрывчатым веществам
Навязчивое увлечение оружием, коллекционирование ножей, изучение способов изготовления взрывных устройств — явные красные флаги. История Кипа Кинкеля, который умолял родителей купить ему пистолет и хранил дома материалы для бомб, — яркий пример. Даже когда родители обнаружили и выбросили опасные предметы, подросток вернул их. Игнорирование таких находок может иметь трагические последствия.
Коллекция ножей или другого оружия явно должны насторожить
5. Тревожное содержание школьных работ и творчества
Сочинения, стихи, доклады и другие учебные задания могут стать окном в агрессивный внутренний мир подростка. Кип Кинкель писал об огнестрельном оружии как о средстве от одиночества, а Люк Вудхэм в сочинении описывал пытки для учителей. Эрик Харрис на уроке заявлял, что хотел бы быть пулей, чтобы «увидеть тело изнутри». Важно анализировать такие работы не только на предмет грамотности, но и на предмет скрытых смыслов. Ключевые вопросы: идентифицирует ли себя автор с агрессором, имеют ли жертвы в тексте реальных прототипов (например, одноклассников), описываются ли страдания жертв с особым, болезненным удовольствием.
Школьные работы тоже могут подать тревожные знаки
Стоит понимать, что наличие одного из перечисленных признаков не делает подростка преступником. Многие подростки проходят через сложные периоды, увлекаются «тёмными» темами в творчестве. Однако сочетание нескольких тревожных сигналов — таких как прямые угрозы, одержимость оружием, восхищение насилием и агрессивные творческие работы — должно стать серьёзным поводом для вмешательства психологов, педагогов и родителей. Бдительность, доверительный диалог и готовность воспринимать угрозы всерьёз — ключевые элементы профилактики.